Всегда отправляюсь на выставку «мишкинцев» в выставочный зал дома-музея Ивана Крылова с ощущением предстоящего праздника. Радуют и одновременная встреча на их полотнах со всеми временами года, и последующие за ней яркие эмоции и восхитительные чувства от общения с близкими по духу людьми.
– Это уже 28-я наша выставка, – резюмирует руководитель «Мишкинских бугров» Александр Глущенко. От четырнадцати участников творческого объединения 70 работ. Все они нынешнего года. Группа настолько плодотворно трудится, что мы не всё сделанное успеваем показывать. Уходящий год был интересным, насыщенным. Участвовали в региональных выставках в Ростове, в Пятигорске. Выезжали на пленэры в Старочеркасскую, Мишкинскую, Раздорскую. Любой пленэр – это встреча с нашим любимым донским краем, поэтому пишем его. И нам эта тема не надоедает.

Подтверждения словам Александра Алексеевича находишь, исследуя то, что представлено новочеркасской публике. В этом году выставка выглядит иначе. Экспозиционное пространство помещений, которое по технической необходимости было отдано предметам из ремонтируемого Атаманского дворца, изменилось. Оно увеличено, благодаря усилиям заведующей мемориальным домом Натальи Курбановой, профессионального художника. Поэтому содержимое двух залов – Большого и Малого – представляется единым целым! Наталья Александровна к тому и активно действующий пленэрист «мишкинцев».





Три десятилетия назад Пётр Степанович Келлер, Пётр Николаевич Толстых и Владимир Иванович Кулишов, выходя на пленэры в окрестности Новочеркасска, пришли к единодушному мнению, что для поддержания профессионального тонуса художнику просто необходима такая форма работы. Она расширяет кругозор живописца, улучшает его творческие навыки, привносит много полезного от общения с коллегами. И она даёт небывалое вдохновение человеку с кистью от контакта с природой. Картины приобретают свежесть, динамику и живость, которые трудно достичь в студийной обстановке.
Итогом этих вылазок на природу и коллективных размышлений и стала созданная в 1997 году творческая группа «Мишкинские бугры», которую возглавлял до своего ухода в 2009 году Владимир Иванович. А после смерти мэтра обязанности руководителя были возложены коллегами на ученика Кулишова Александра Глущенко.
Чем силён этот коллектив? «Своей сплочённостью, – подчёркивает председатель ГКХ Константин Сиденин, названный в Ростовской области «Человеком года», – тем, что все традиции сохранены, Тем, что завершаем уходящий год итоговой, отчётной выставкой «мишкинцев», а начинаем новый – итоговой городского клуба художников. Пленэр для нас – это наше всё! Мы вышли на бугры, всё цветет и пахнет! Начинаем шастать, выбирая место. Одному это понравилось, другому ещё что-то. Пошёл резонанс с душой. Даже если мы пишем в одном месте, получаются совершенно разные работы, потому что у каждого своё восприятиее.

Ирина Киселева в группе два года, крепкая духом, выходит с ребятами на пленэр в любую погоду. «Мишкинские бугры» для неё – это яркая и замечательная жизнь. Да, она не знает тех, кто был у истоков коллектива, но живёт с ощущением, что они всегда стоят с ними рядом: «Ребята их постоянно вспоминают, рассказывают какие-то интересные истории. И я понимаю, что они никуда не ушли, а находятся незримо за нашими плечами, поддерживая и помогая».
Николай Илюхин давно влился в группу. Будучи прикладником, имел совершенно иной опыт, работал с бронзой, медью, деревом, гальваникой. А тут всё иначе: перспектива, композиция, свет и цвет… Однако он чувствует комфортно: «Мне нравится быть в группе, это коллектив единомышленников. Постоянно учишься, находишь силы, подтягиваешься. В своё время, когда я размышлял, брать кисть в руки или нет, Василий Пантелеевич Есаулов сказал, не робей, ещё будешь в выставках участвовать!».
Сергей Махин тоже начинал как прикладник, он – прекрасный резчик по дереву. Но слушая эмоциональные впечатления выходящих на пленэр коллег по ГКХ, решил попробовать много лет назад и сам. Его работы узнаваемы по почерку. Сам Захарыч или Академик, как ласково его называют в группе, отмечает соревновательную способность коллектива, возможность выходить и работать рядом друг с другом: «Это помогает тянуться вверх, трудиться с отдачей, находить в природе ту изюминку, что тебя тронула. Прочувствовав её, ты сможешь выразить себя!».

Николай Ялита в следующем году встретит 90-летний юбилей. Он полон сил и пленэры для него – обязательная часть жизни. Сергей Наджафов – лирик и в своих творениях, и в жизни, когда берёт в руки гитару. Его досуг, кроме живописи, это и музыкальная группа «Гитара мэнс», неоднократно дарившая своё творчество на мероприятиях художников. И в этот раз коллектив Сергея Ладыгина насладил волшебными звуками гитар и барабанов, став великолепным обрамлением творческой встречи.
Когда-то Игорь Туров побывал на пленэре вместе со своим отцом Александром. И уже много лет это стало и его делом, любимым занятием. Алексей Башкиров, Виктор Шмарин, Евгений Мамонов, Анатолий Мельников, Сергей Шабанов – каждый из них находит в этих путешествиях выходного дня то, что позволяет найти себя в художественном творчестве, что учит гибкости и терпению, а в результате формирует свой, не похожий на других почерк творца.
В мужском коллективе две представительницы слабого пола. Однако Наталья и Ирина опровергают это утверждение, путешествуя по просторам Донского края во все времена года и в любую погоду – от 50-ти градусной жары и до осенних, моросящих дождиком или зимних, морозных и снежных, дней. Муж Ирины, Евгений, стал своеобразным летописцем творческой группы, запечатлевая будни «мишкинцев» в объектив камеры.


На сегодняшний день в группе осталось четверо аборигенов, тех, кто начинал вместе с Келлером, Толстых и Кулишовым – Александр Глущенко, Константин Сиденин, Николай Ялита и Сергей Махин. Через два года «мишкинцы» отметят 30-летие своей неуёмной творческой деятельности.
Это серьёзный срок, подчеркнула, поздравляя живописцев, директор Музея истории донского казачества Светлана Сединко. Город выигрывает, когда наряду с городским клубом художников, есть и такой замечательный коллектив. Светлана Алексеевна отметила, что этот пример подвигает к исследованию о группе, о создании его истории: «Несмотря на все непростые ветры перемен, коллектив сохранил себя, он живёт вместе с городом и составляет его культурную ауру. Сами художники оставляют нам в подарок мгновения времени. А дело музея их собирать».
Да, «мишкинцы» – настоящие друзья не только музея, но всех жителей города, для которых важно, что окружающее культурное пространство постоянно расширяется, просвещая, образовывая и воспитывая. Разве не в этом заключается волшебная сила искусства…
Фото автора

