НОВОЧЕРКАССКИЕ СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ АНАТОЛИЯ КАЛИНИНА

Начало любого года открывает нам веховые знаки в истории. 2026-й ознаменован тем, что Почётному гражданину города писателю Анатолию Вениаминовичу Калинину исполняется  110 лет!

 Юбилейная дата – замечательный повод вспомнить автора известных на всю страну повестей и романов, яркого публициста и поэта, фронтовика, участника двух войн, депутата Верхового Совета РФ. Таким многогранным он остался в памяти тех, кто знал многие годы Анатолия Вениаминовича.

Редакция газеты «Деловой Новочеркасск» и сетевое издание «Деловой юг» начинают публикацию проекта «Новочеркасские страницы жизни Анатолия Калинина», связанные с городом его юности.

Родился Анатолий Вениаминович в станице Каменской 22 августа 1916 года в учительской семье. Оба родителя Вениамин Александрович и Евгения Ивановна имели  казачье происхождение. Им пришлось немало поколесить по донскому краю, пока они не переехали в 1930 году в Новочеркасск  –  родной город мамы. Период этот был для будущего писателя недолгим, около 15 лет, но очень плодотворным. Город своей юности Калинин любил и поддерживал связь с городской газетой «Знамя коммуны», где начались его журналистские университеты. По сути дела новочеркасский период  стал началом дороги в большую журналистику и в большую литературу.

Детский отдел городской библиотеки. 1930-е годы ХХ века.

В семье сложились свои традиции,  немало из них он перенесёт позже в свою взрослую жизнь. Но главным был  культ книги. Переезжая с места на место, родители ничего не брали с собой, кроме сундука  с книгами и учебниками. По вечерам старшие Калинины собирались с дочерью Любой и сыном Анатолием за большим столом и знакомили детей с произведениями Пушкина, Чехова, Толстого, Лермонтова. Сейчас этот стол находится в экспозиции  литературного отдела Раздорского этнографического музея-заповедника, что расположен рядом с усадьбой писателя, в которой он прожил с 1946 года до своего ухода 12 июня 2008 года.

На классике и вырос будущий писатель. Книги чтили, относились к ним очень уважительно. Свою библиотеку Анатолий начал собирать совсем юным – в 10 лет он составил список книг, которые ему необходимо было прочитать! Вошли в него почти вся мировая литература и издания по  философии, истории.

Реализуя периодические издания, он мог заработать небольшие деньги. Их Анатолий брал в киоске, а жила  тогда семья в Миллерово. Мчался с друзьями на вокзал, чтобы  продать  свежие газеты и журналы  путешествующему народу на московском направлении.

Десять копеек по тем временам были существенной суммой. За них он обязательно покупал себе на развалах или у букинистов новое издание. Да и хлеб  менял на книги. И читал много, ночами, восполняя своё образование. Любимым героем был Мартин Иден Джека Лондона.

Собранную библиотеку, увы,  постигла печальная участь. Она погибла в годы Великой Отечественной войны. Во время оккупации Новочеркасска  фашисты, занявшие квартиру Калининых, отапливали  книгами помещения. Чудом осталась только «Камо грядеши» Сенкевича, свалившаяся за книжный шкаф. Да ещё томик стихов любимого Блока. Но он в вещмешке прошагал со своим хозяином всю войну.

Экспонат литературного отдела Раздорского этнографического музея заповедника – стол семьи Калининых из новочеркасской квартиры.

Поэтому не случаен поступок юного Анатолия, когда семья обосновалась в Новочеркасске. Первым делом он отыскал библиотеку и стал её читателем. На всю жизнь останется у него эта привычка: читать книгу с карандашом, делая на полях пометки, выделяя понравившиеся места. Уже тогда так глубоко уходила в содержание написанного его мысль!

Другим любимым писателем стал бунтарь Маяковский, уже набиравший силу.  По душе юноше пришлись эти революционные ритмы, так характерные тому времени. Да и позднее сам Анатолий Вениаминович признавался моим старшим коллегам по «Знамёнке», что именно с Маяковского началось его увлечение словом.  Подражая поэту, он писал первые агитки и стихи, которые публиковал в школьной стенгазете, выпускаемой им в Миллерово. Он считал Маяковского  путеводителем, который ни разу не подвёл его в жизни. Анатолий Вениаминович твёрдо верил, что  настоящая литература  воспитывает в читателе человека,  учит его чувствовать душевную боль.

Вторым местом, куда оправился юный Калинин, была редакция, тогда районной  газеты «Знамя коммуны». И было ему всего 14 лет. Первая проба пера произошла ещё в Миллерово. Свои заметки он отослал в краевую газету «Ленинские внучата», в «Пионерскую правду». Репортажи были полудетскими, и всё же Калинин не побоялся употреблять слово «казак».  Хотя сам он   не считал написанное началом творчества, но это были важные подступы к поиску слова, которые продолжились в Новочеркасске…

В редакции его встретили доброжелательно. В свободное время юноша по заданию пишет небольшие заметки и вскоре становится нештатным редактором газеты «Новочеркасский пионер», которая выходила в городе в 30-е годы при «взрослой» газете. Всё практически делал сам: от написания заметки до верстки. Но подписывать её «в свет»  не мог из-за своей молодости, это делал редактор «Знамени коммуны» Кубарев. Тираж был большой в тысячу экземпляров!

После окончания семилетки продолжить дальнейшее обучение не вышло из-за болезни отца, и юноша пошёл работать. На выборе профессии, бесспорно, сказалось сердечное увлечение журналистикой. Летом 1932 году в неполных шестнадцати лет его  приняли в штат редакции. Всю свою дальнейшую жизнь Калинин с неизменной любовью вспоминал Новочеркасск и его «литературное гнездо» — газету «Знамя коммуны», ведь Калинин-писатель взрастал из Калинина-журналиста.

«Цыганок» Калинин с коллегами из редакции газеты «Знамя коммуны». 1932-35 годы ХХ века.

Худенького, черноглазого и черноволосого паренька  ласково называли «Цыганком» за его чуб, который невозможно было прикрыть никакой кепкой. Отличали юношу  цепкая память, острый глаз, масштабность мышления. Вручая письма читателей, редактор советовал: «Сократи, но чтобы суть осталась». Вот тогда он понял цену слову! И целенаправленно работал всю жизнь, не случайно позже коллеги по писательскому цеху назовут Калинина «донским Флобером».

Хотя Калинин и был самым юным сотрудником, поблажек ему никто не делал. Выполнял работу наравне со всеми: редактировал заметки, писал свои, ездил в командировки  во все окрестные станицы и хутора, имеющие районную принадлежность, когда на велосипеде, когда пешком.

Старые подшивы газеты «Знамя коммуны» за 1932-33 годы рассказывают о сложном и голодном времени, несправедливом и жестоком.  Калинин молод, но справляется с заданиями, за скупыми строчками трудно понять, что чувствовал он, когда видел событие, беседовал с людьми, когда готовил свои заметки. Не всё мог принять, однако чётко следовал одному из главных правил газетчика, усвоенных на всю жизнь, — непредвзятости в подаче материалов.

Пока они всё больше  информационные, но в них уже чётче проступают очерковые элементы, материал подаётся через характеристику человека. В декабре 1932 года появляется первая зарисовка о подвиге железнодорожника-сигналиста Киселёва. Её  и можно считать точкой отсчёта, рождением журналиста, мастера художественного очерка Анатолия Вениаминовича Калинина.

Между тем в стране продолжаются революционные преобразования:  чистка партии и кадровые перестановки. Не избежала таких рокировок и редакция «Знамени коммуны», в которой за полтора года сменилось три редактора.  В 1933 году с именем четвёртого, Петра Алексеевича Хорева в жизни Анатолия Калинина начинается новая ступенька роста. Ленинградец, образованнейший и замечательный человек, лёгкое и умное перо. Много дал молодому журналисту в профессиональном плане, став его учителем и другом одновременно, брал его с собой в поездки по краю, учил личным примером, тактично наставлял как старший и более опытный коллега.

Так формируется Калинин — тонкий рассказчик, умело использующий художественную деталь, с любовью передающий оттенки настроения людей, умеющий несколькими штрихами охарактеризовать своих героев… В будущих произведениях писателя на первый план всегда будет выходить нравственный мир человека — таинственно-прекрасная сторона жизни, скрытая от беглого взгляда, которая, по его мнению, и является главной.

В 1935 году после длительных командировок на Кубань и Кабардино-Балкарию Анатолий Калинин возвращается в Новочеркасск корреспондентом «Комсомольской правды». Слово девятнадцатилетнего журналиста стало известно всей стране.

 

Фото из архивов семьи Калининых, Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина

Поделиться:
error
fb-share-icon

Добавить комментарий