Первый заместитель председателя комитета ГД по культуре Александр Шолохов сообщил о приоритетах при рассмотрении главного финансового документа страны.
В общем бюджетном пакете правительство предоставило депутатам основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, госпрограммы, прогноз социально-экономического развития на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов. Между профильными комитетами Госдумы были распределены конкретные разделы бюджета и связанные с ним законопроекты, которые они будут рассматривать с участием ответственных министерств и ведомств.
Существенная часть бюджета будет направлена на поддержку регионов – а это почти 10 трлн. рублей за три года. В том числе, в полтора раза по сравнению с планировавшимися год назад увеличатся межбюджетные трансферты на реализацию национальных проектов в субъектах РФ.
«Безусловным приоритетом бюджета должно стать выполнение поручений Президента, которые были озвучены в ходе Послания Федеральному Собранию, а также реализация национальных проектов. Напомню, что проследить за тем, как они профинансированы, нам давал поручение Президент. И это та основная работа, на которой сосредоточился комитет по культуре, рассматривая данный проект в части своего ведения» — так обозначил главную задачу депутатов при работе над бюджетом в части ведения вопросов комитета Первый заместитель председателя комитета ГД по культуре Александр Шолохов.
В частности, увеличены объемы бюджетных ассигнований:
— на строительство (реконструкцию) и капитальный ремонт сельских домов культуры в рамках реализации мероприятий, направленных на развитие сети учреждений культурно-досугового типа в 2022 – 2024 годах в объеме 2 000,0 млн. рублей ежегодно;
— на модернизацию театров юного зрителя и театров кукол, включая:
реконструкцию в 2022 году в объеме 1 700,0 млн. рублей, в 2023 – 2024 годах в объеме 1 000,0 млн. рублей ежегодно;
капитальный ремонт в 2022 – 2024 годах в объеме 1 100,0 млн. рублей ежегодно;
— на модернизацию библиотек, включая создание модельных муниципальных библиотек, в 2022 – 2024 годах в объеме 1 000,0 млн. рублей ежегодно;
— на реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение муниципальных музеев в 2022 году в объеме 500,0 млн. рублей, в 2023 – 2024 годах в объеме 1 000,0 млн. рублей ежегодно;
— на оснащение муниципальных музеев экспозиционно-выставочным оборудованием в 2022 году в объеме 420,0 млн. рублей, в 2023 – 2024 годах в объеме 750,0 млн. рублей ежегодно
При этом депутат отметил, что в законопроекте не предусмотрена компенсация выпадающих доходов бюджетных учреждений культуры в период пандемии новой коронавирусной инфекции, за счет которых осуществляются выплата заработной платы, оплата налогов, расчеты с поставщиками коммунальных и иных обеспечивающих работу учреждений услуг, текущая деятельность учреждений культуры, включая постановочную и выставочную деятельность.
«Поддерживая параметры финансового обеспечения госпрограммы, мы хотим обратить внимание на то, что в соответствии с заключением Счетной палаты в 2020 году эти доходы сократились в два раза и составили 15,8 млрд. рублей, против 33,3 в 2019 году, — сказал Шолохов. — Эти средства шли, в том числе, на развитие творческой деятельности, однако теперь музеи, театры, библиотеки и цирки их лишились. Мы обязаны учитывать этот фактор, тем более что бюджет на следующие три года профицитный».
Как сообщил парламентарий, комитет по культуре поддержал профильные программы, заложенные в проект федерального бюджета на ближайшие три года. При этом депутаты предложили отдельно рассмотреть финансирование программы «Земский работник культуры», разработанной по аналогии с программой «Земский доктор» и «Земский учитель», и направленной на привлечение специалистов в сельские районы.
Шолохов отметил, что необходимо продлить на постоянной основе программу «Пушкинская карта», а средства на реализацию этого проекта должны быть закреплены в федеральном бюджете на постоянной основе на 2022-2024 и последующие годы.
Также депутаты комитета по культуре считают необходимым дополнить федеральный проект «Культурная среда» задачами по капитальному ремонту и реконструкции детских библиотек регионального и муниципального уровня, расположенных на первых этажах многоквартирных жилых домов, и, соответственно, предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2022-2024 годы дополнительные бюджетные ассигнования на решение данных задач.
«Вложения в национальный проект «Культура» – это не расходы, это инвестиции. А вложения в человеческий капитал – это лучшие инвестиции, которые сегодня мы можем сделать в будущее страны, причем даже не долгосрочно, а краткосрочно», — заключил депутат.