На заседании Экспертного совета по вопросам высшего образования, управления экономикой знаний, дебюрократизации в сфере высшего образования, повышения качества образовательной деятельности при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию 8 апреля обсудили стратегию развития образования в Российской Федерации.
О роли субъектов РФ в части реализации Стратегии развития образования в своем докладе детально пояснил советник председателя Законодательного Собрания Ростовской области, заслуженный экономист РФ, эксперт Экспертного совета по вопросам высшего образования при Комитете ГД Алексей Кобилев,
Важным аспектом является то, что в большинстве регионов обсуждение проекта Стратегии прошло в рамках стратегических сессий с участием представителей организаций всех уровней образования, законодательных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, ведущих производственных компаний т организаций приоритетных секторов экономики.
В числе общих вопросов регионы отметили необходимость дополнения проекта Стратегии блоком о роли субъектов РФ в части реализации региональных Стратегий развития образования и их интеграции в Стратегии социально-экономического развития регионов на долгосрочный период.
Аккумулируя предложения регионов, Кобилев предлагает:
— увеличить долю проектного обучения, ориентированного на импортозамещение и ключевые отрасли промышленности;
— включить в учебные планы дисциплины, направленные на решение актуальных задач для предприятий в условиях санкций;
— создать на базе вузов научно-исследовательские и инженерные центры и лаборатории по профилям подготовки специалистов с учетом специфики и потребности регионов;
— разработать современную модель подготовки профессорско-преподавательских кадров для вузовской системы с учетом современных требований, в том числе из инженерно-управленческого звена крупных государственных корпораций.
Для сокращения разрыва между потребностями рынка труда и наличием квалифицированных кадров, выработать единый Стандарт взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий реального сектора, в т.ч. внутри образовательно-производственного кластера.
Для реализации экспорта образования, создать единый цифровой ресурс на иностранных языках, объединяющий в едином пространстве сведения о российских вузах и сузах, реализуемых ими программах, стипендиях и иных формах поддержки иностранных студентов.
Отмечая проблемы и предложения регионов в части дополнительного профессионального образования, Алексей Кобилев акцентировал внимание на создании механизмов управления прогнозной потребностью в кадрах.
В настоящее время во многих сферах деятельности ощущается «демографическая яма»: отсутствует резерв кадров соответствующей квалификации, квалифицированные кадры – стареют.
Для решения этого вопроса, Алексей Кобилев предлагает:
Создать тематический контент для популяризации инженерных профессий с участием лидеров общественного мнения на разных информационных платформах.
И, что немаловажно – разработать комплекс мер налогового и неналогового стимулирования для развития взаимодействия «Вуз-реальный сегмент экономики»
Комментируя итоги дискуссии, прошедшей на заседании Экспертного совета, Алексей Кобилев отметил важность заявленной темы.
«Образование – это основа всего, от него зависит уровень развития экономики, науки и технологий, социальной сферы, культуры, всех сторон жизни общества. На региональном уровне необходимо уже сейчас, не дожидаясь окончательного утверждения Стратегии развития образования, определить наши приоритеты и внести соответствующие коррективы».