28 октября 2020 г. состоялось заседание Экспертного совета при Комитете по муниципально-частному партнерству Общероссийского Конгресса муниципальных образований (ОКМО), в ходе которого были подняты вопросы совершенствования законодательства о ГЧП и МЧП.
Отдельным пунктом обсуждались поправки, предлагаемые проектом ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов государственно-частного партнерства», разработанные Минэкономразвития России. Встреча прошла на площадке Торгово-промышленной палаты РФ. На ней присутствовали ведущие эксперты в сфере ГЧП и МЧП, представители крупнейших банков, осуществляющих инвестиции в инфраструктурные проекты, представители ВЭБ Инфраструктура и ТПП РФ: Денис Качкин, Адвокатское бюро «Качкин и партнеры», Яна Иванова, Herbert Smith Freehills, Андрей Андерсен, PwC, Илья Скрипников, EY, Юрий Халимовский, «Делойт», Дамир Сухов и Олеся Хитяник, АО «КПМГ», Светлана Дубинчина, ВЭБ Инфраструктура, Анна Багинская, Сбербанк, Анатолий Суходолов, ВТБ Инфраструктурный Холдинг, Надежда Кострюкова и Алексей Туликов, НИИ «ВОСХОД», Анна Палагина, ректор МИМОП ТПП РФ
«Торгово-промышленная палата, учитывая её огромный опыт в законотворческой деятельности, готова работать в направлении совершенствования законодательства о ГЧП и МЧП» — отметил Владимир Гамза, Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.
Российские муниципалитеты нуждаются в совершенствовании законодательной базы, чтобы в полной мере использовать возможности механизма муниципально-частного партнерства (МЧП). Этот инструмент позволит муниципалитетам эффективно реализовывать социальные и инфраструктурные проекты, привлекая к активному сотрудничеству бизнес и банковский сектор.
Вел заседание депутат Государственной Думы ФС РФ, Председатель Комитета по муниципально-частному партнерству ОКМО Алексей Кобилев. Во вступительной речи он отметил потенциал реализации проектов в рамках модели МЧП: «Муниципально-частное партнёрство может лечь в основу новой социально-экономической политики государства, направленной на создание условий для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния наших граждан».
В рамках состоявшейся дискуссии члены Экспертного совета отметили, что рынок ГЧП/МЧП и концессий ждет перемен, но каждая поправка должна быть хорошо выверена, чтобы не навредить и без того хрупкому и молодому институту взаимодействия бизнеса и государства.
Одной из поправок, вызывающих вопросы у экспертов, является поправка в 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», согласно которой концедент не сможет возместить концессионеру более 80% понесенных затрат. «Такой подход делает невозможным реализацию в рамках концессионных соглашений проектов по созданию бесплатной инфраструктуры (например, бесплатных дорог). Данную поправку принимать нецелесообразно, поскольку в противном случае это окажет крайне негативное влияние как на рынок ГЧП, так и на скорость создания инфраструктуры в РФ» — отметил Андрей Андерсен из PwC Legal, с чьим мнением согласились все присутствующие.
В то же время закрепление в законе понятия института «особых обстоятельств», призванных нивелировать риски сторон соглашения, единогласно поддерживается экспертным сообществом.
Также на Экспертном совете обсуждался вопрос поручительства бюджета вышестоящего уровня (бюджета субъекта федерации) перед инвестором в проектах МЧП, чтобы избежать риск отсутствия средств в бюждете муниципального образования. «Основная проблема для развития МЧП – отсутствие возможности со стороны субъектов РФ гарантировать исполнение муниципальными образованиями своих обязательств» — подчеркнул Анатолий Суходолов (ВТБ Инфраструктурный Холдинг).
При этом в ходе заседания неоднократно отмечалось, что множество обсуждаемых поправок носят «эволюционный характер», и сегодня необходимо в первую очередь обратить внимание на изменения в части возмещения затрат концедентом при создании объектов бесплатной инфраструктуры (о чем упоминалось ранее), а также на поправки в Бюджетный Кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с нормами Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». «Такие изменения, по нашим оценкам, не просто остановят, а убьют рынок «социальных» проектов» — резюмировала Анна Багинская, руководитель Центра ГЧП ПАО Сбербанк.
Как особо отмечают эксперты, основным принципом изменения законодательства о ГЧП и концессиях должен быть принцип «не навреди», чтобы рынок развивался, а не получал дополнительные преграды. «Рынок МЧП и концессий очень ждет положительных законотворческих решений, поэтому впереди большая работа!» — заметил заместитель Председателя Комитета Кирилл Терентьев.