С присущими им творческими порывами художники Новочеркасска придали наступившему новому году особую торжественность! 17 января в выставочном зале мемориального Дома-музея Ивана Ивановича Крылова открылась традиционная городская выставка. 70-я по счёту!

Каталог юбилейной выставки

И почти столько же лет отделяют сегодняшний день от первой послевоенной выставки, которая состоялась в стенах НПИ в 1955 году.  Инициатором её стал преподаватель вуза Георгий Васильевич Беда. Он работал на знаменитой кафедре,  чьи художественные традиции были заложены ещё самим  Иваном Ивановичем Крыловым.  Правда, тогда и  в помине не было никакого клуба художников: до его появления пройдёт  чуть больше полутора десятилетия. Но вокруг изостудии, созданной Бедой, стали собираться самодеятельные и профессиональные художники города, и это не мудрено,  Георгий Васильевич был талантливым педагогом.

Конечно, в  хронологии городских выставок есть своя специфика. Но сейчас о другом. После временного затишья, а их было несколько на художественном пространстве казачьей столицы за этот век с четвертью,  всегда находился человек, лидерские качества которого объединяли   единомышленников. Так стало с Георгием Васильевичем Бедой, возродившим городские выставки после смерти наших корифеев Дубовского, Крылова, Грекова.

Приём работ членов ГКХ на 70-ю городскую отчётную выставку

Так случилось и с Николаем Васильевичем Овечкиным, вернувшимся в 1961 из Москвы после окончания учебы в Суриковском художественном институте. Кипучая энергия которого способствовала вовлечению  наших художников в  творческую деятельность после отъезда Беды в Краснодар.

Так было с  заведующей отделом культуры Новочеркасского горисполкома Нинель Афанасьевной Павленко,  которая помогла  открыть в доме № 63 на проспекте Ждановском (ныне Баклановском) городскую студию художников и в течение четверти века поддерживала мастеров кисти и резца.

Этой традиции суждено было жить! Когда Овечкин выиграет конкурс в Студию военных художников имени Грекова,  вновь вернётся  в 1964 году Москву, где ярко и мощно раскроется его талант, то  лишь в 1970 году с появлением в казачьей столице выпускника Ленинградского художественного института живописи, скульптуры и  архитектуры им. И.Е.Репина Владимира   Кулишова начнётся новый этап объединения мастеров живописи Новочеркасска. Его поддержит главный художник Управления главного архитектора горисполкома Новочеркасска Гордей Петрович Таранов. И в 1971 году они создадут городской клуб художников. Так  вновь   возрождаются и ежегодные художественные выставки! И всё это здравствует  и поныне!

Члены ГКХ перед торжественным началом мероприятия
Развеска завершена: выставка готова к приёму зрителей!

Своего экспозиционного зала    клуб художников не имеет. Долгое время выставки проводили на различных городских площадках: в НПИ, в  Центральной городской библиотеке, в театре, в Доме культуры и даже в кинотеатре «Комсомолец». И только в 1979 году творческое объединение берёт под своё заботливое крыло Музей истории донского казачества.  В это время в пятиэтажке на улице Будённовской, 94 городские власти выделяют учреждению культуры помещение для выставочной деятельности художников Новочеркасска в знак примирения за снесённую мастерскую знаменитого донского живописца И.И. Крылова, ранее стоявшую на этом месте.

И сорок шесть  из семидесяти выставок прошли в его стенах, акцентировала на торжественном мероприятии заведующая мемориальным Домом-музеем Наталья Курбанова.  Экспозиции Большого зала (есть ещё и Малый) давали возможность новочеркасцам, и не только им, увидеть художественное наследие Крылова. Тут регулярно стали проводить свои выставки – отчётные ежегодные, тематические и персональные – городские художники. Лучшие работы отбирались на областные и зональные выставки. Чуть позднее, лишившись своей выставочной площадки, стали выставляться  и ростовские, азовские, аксайские, шахтинские  художники. Выставки-продажи, групповые поездки на пленэр – всё это стало важной частью жизни и самого ГКХ, и города. Появились и первые члены Союза художников СССР – Кулишов и Коротченко. Позднее к ним прибавятся Грезунов, Хлебников, Канаев, супруги Лазаренко, Елисеев, Шехавцев, Сиденин, Глушенко, отец и дочь Махины, Родионова …

Евгений Киселёв тщательно собирает хроники жизни городского клуба

Имена Петра Степановича Келлера, Николая Васильевича Овечкина, Николая Яковлевича Лисименко, Александра Ивановича Потапенко, Александра Александровича Редичкина,  Владимира Ивановича Кулишова, Станислава Дмитриевича Хлебникова, Владимира Никифоровича Репникова, Льва Викторовича Елисеева, Петра Николаевича Толстых, Павла Николаевича Коротченко, Светланы Алексеевны Неделькиной, Владимира Григорьевича Канаева, Бориса Максимовича Назарова и многих других вписаны в художественную летопись казачьей столицы.

На смену корифеям  пришла новая смена, многие её представители давно сами стали большими мастерами. Из того, первоначального состава 1971 года в клубе остались лишь двое:  Николай Семёнович Илюхин  и Лев Викторович Елисеев.

Николай улыбается и показывает свой старенький билет под номером 18. С гордостью делится: «Подписан самим Владимиром Ивановичем!» Свою жизнь Илюхин без клуба не мыслит! Начинал в нём   как прикладник. Лет пятнадцать назад начал ходить с коллегами на пленэр и увлёкся живописью. Выходы на природу стали   очень важной частью   деятельности. Такой же важной, как и годовые отчётные  выставки. Ибо, прежде всего, это встречи с коллегами, с работами, которые у них за это время появились. Ребята смотрят   и обсуждают картины,   проводят таким образом учёбу, своеобразные  мастер-классы. Постигать мастерство помогают и посещения   музеев. Живопись – любимое дело, оно является опорой в любые времена.

Бокал шампанского от Музея истории донского казачества по случаю юбилея!

Сегодня ядром городского клуба является пленэрная группа «Мишкинские бугры».  Ещё один представитель славной плеяды, спешащей на природу в любую погоду, Сергей Захарович Махин.  Он называет  городской клуб тем местом, где можно отдохнуть душой, а участие в выставках –  большой ответственностью: «Выставляясь здесь, мы и сдаём экзамен, и одновременно принимаем его, как отчёт о нашей общей деятельности.  Такое отношение нам привил Кулишов – не бросать ни клуб, ни пленэр. До клуба мы были каждый   сам по себе. Когда же   сплотились в коллектив, начались поездки, встречи, разборы. Пленэры – это учёба, навыки, опыт. Мы работаем вместе, в одних условиях, а у каждого получается по-разному. Все талантливы по-своему, имеют своё видение жизни и цели.  Пленэр захватывает, даёт ощущения разнообразных эмоций, весной одни, осенью – другие.  Каждый мазок рождён  в  душе. Я вот   30 лет в клубе и не мыслю жизнь без него и без городских выставок. Именно они позволяют  увидеть не только новые работы и новых людей, но и понимать, какие горизонты открываются   для участников клуба».

Для руководителя группы «Мишкинские бугры» и заместителя председателя ГКХ Александра Глущенко выставочный зал Крыловского домика имеет особое значение. Сам он считает, что появился на городском художественном пространстве благодаря выставке 45 лет назад, когда и был открыт  выставочный зал! Вспоминал, что соседство с такими мастерами, как Кулишов  и  Келлер, было очень важным делом, дух захватывало от радости и ответственности, а пленэры с корифеями научили многому! Сейчас молодежь, резюмирует Александр Алексеевич,  может писать по фотографиям, зайти в интернет и там найти какую-то идею, рисовать по клеточкам… Тогда же художники действовали только вживую.  Во взаимодействии с природой и азарт возникает небывалый,   и желание что-то сделать особенное.

Старейшина клуба Лев Елисеев и его ученица Антонина Гловацкая

Александр Алексеевич считает большой потерей  уход ростовчан, с которыми новочеркасцы дружили многие годы. Учились у Лемешева, у Тимофеева, их приезд всегда был  событием. Сейчас наметился спад активности живописцев, особенно молодёжи. Участвовать в выставке и желание показать себя – это разные вещи. В основе лежит труд, любовь к тому, что делаешь. Вот  экспозицию 60-й выставки составляли из картин 60 человек, участников нынешней вместе с «мишкинцами», увы, в два раза меньше.

Первые художественные выставки появились в городе в конце ХIХ века благодаря Николаю Никаноровичу Дубовскому и Обществу передвижников, которые возлагали на них огромные задачи по эстетическому образованию и воспитанию россиян. Вопреки и наперекор трудностям эти традиции по-прежнему у нас  сохраняются! Каким образом? Как это взаимодействие складывается? Один из примеров. 1979 год. 1 июня выставкой детских работ должен открыться новый выставочный зал у домика Крылова. Строительство авральное, передача Музею истории донского казачества нового помещения тоже авральное. Что делать: срывать мероприятие в День защиты детей? И тогда  руководство отдела культуры кидает клич о помощи.  На субботник пришли преподаватели ДХШ со своим директором Кулишовым,  сотрудники музея, художники. Никто не сказал: это дело строителей. Шкребли ножами и лезвиями цементную крошку, побелку, мыли окна и двери. Словом, сделали всё для того, чтобы на следующий день   люди, пришедшие на открытие выставки работ учеников ДХШ, могли окунуться в даримую ими красоту! Вот   такое единое творческое целое! Эти идеи взаимодействия, понимания важности культурного просвещенчества по-прежнему объединяют всех, кто трудится на ниве культуры!

Будущие кадеты – гости выставки

И очень важным является поддержка членами творческого объединения друг друга! Внимание и любовь, атмосферу дружбы  они чувствуют всеми фибрами души. Когда Олечка Гладышева – преподаватель ЮРГТУ и многолетний член ГКХ – появилась в зале с голубым конвертом на руках, её художники встретили улыбками и жестом из указательного и среднего пальцев, обозначающих победу!  Её сыночку Александру всего четыре месяца, но Ольга не усидела дома и пришла разделить радость праздника со своими друзьями. На что Сергей Шабанов пошутя-полусерьёзно резюмировал: «Вот, Санёк прошёл боевое крещение! В другой раз можно и кисточку давать в руки!»

Татьяна Родионова,   своё появление на художественном пространстве города соотносит тоже  с именем Владимира Ивановича Кулишова. Называет его  «Родиной-отцом», он был первым учителем Татьяны Александровны,  директором  художественной школы, принял   её на работу, когда она окончила Грековское училище,  и сразу  привлёк к городским выставкам. Так она и участвует в них с 1981 года, любя и свой клуб, и своих друзей, и вспоминая только добрым словом своего учителя.

Выставку открывает начальник управления культуры и искусства администрации города Ольга Данцева.

Хочется верить, что такие же слова скажут в своё время и дебютанты 70-й выставки Евгений Боровой и Светлана Черкасова. Евгений, который влился в жизнь клуба, после собрания  помогал в развеске экспозиционных работ, сразу почувствовал общность творческой группы. Его впечатлили многие картины старших коллег, и он понимает, куда надо стремиться. Для Светланы попасть в творческое объединение, где  созидают её кумиры Константин Сиденин, Александр Глущенко, Наталья Ермак было недосягаемой мечтой! Само понимание, что она член городского клуба художников даёт ей такую мощную энергию и раскрашивает день светлыми красками.

Гамлетовский вопрос:  почему и зачем нам нужно искусство? Дискутируют на  тему все, кому не лень, что оно отражает: внутренний мир художника или реальную жизнь? Но разве можно найти какие-то общие знаменатели? Даже близнецы имеют разные отпечатки пальцев…Так и люди, не похожи  друг на друга. Каждый находит в искусстве, то, чего ему не хватает в современном представлении об окружающем мире. Познаёт  жизнь через тонкие, невидимые глазу связи реального и ирреального,  вычленяет для себя какие-то   психологические, какие-то иные закономерности и случайности жизни,  тонкие грани бытия.

 

Старейшина клуба Николай Илюхин
Ольге Гладышевой и Сергею Наджафову всегда есть что обсудить!

Эти внутренние импульсы чаще всего оказываются гораздо сильнее импульсов внешних, наполняют и самого художника мощной энергией, любовью от осознания своего понимания красоты окружающего мира. От умения эту красоту сотворить с помощью своей души, красок и кисти. И дарить её нам, как в своё время сделал Прометей, защитивший людей своей любовью!

Послесловие. Как и полагается в праздник, в адрес виновников торжества прозвучало немало тёплых слов от официальных лиц: начальника управления культуры и искусства Ольги Данцевой, передавшей  поздравления от главы города Юрия Лысенко и его заместителя Константина Хмельницкого, директора Музея истории донского казачества Светланы Сединко, заведующей мемориальным Домом-музеем Натальи Курбановой, заместителя председателя ГКХ, руководителя творческой группы «Мишкинские бугры» Александра Глущенко.

Выставка будет экспонироваться до 2 февраля. Спешите посмотреть!

 

Женета Гридасова.

Фото автора и Евгения Киселёва.

Поделиться:
error
fb-share-icon

Добавить комментарий