В творческую атмосферу Грековского домика ввела юных новочеркасцев заведующая мемориальным комплексом Вера Николаевна Лиховидова. Встреча была посвящена 90-летию со дня смерти знаменитого новочеркасца, родоначальника советской батальной живописи Митрофана Борисовича Грекова и 90-летию Студии военных художников страны, у истоков образования которой он стоял, и которая девять десятилетий носит имя нашего прославленного земляка.
К этой дате была приурочена выставка работ Студии военных художников из фондов музея. На её открытие пришли со своими учениками преподаватели ДХШ им. Н.Н. Дубовского Татьяна Юрьевна Лисовая и Иван Александрович Галушкин. Приветствуя подрастающее поколение, Вера Николаевна подчеркнула важность таких мероприятий, дающих юным художникам возможность напитаться энергетикой и эмоциями от соприкосновения с большим искусством. Учиться на подлинных произведениях живописи позволяет отличить их подделок и от конъюнктуры.
Самый значимый период жизни Митрофана Борисовича — новочеркасский. Вот лишь небольшие эпизоды, связанные с ним. После тяжёлого ранения в Первую мировую и лечения в госпитале он приехал в город поздней осенью 1917 года. Пока был на фронте, Антонина Леонидовна жила на хуторе у матери Грекова. В Петербург они не вернулись, так как супруга заболела «испанкой».
Первым местом жительства стала квартира на Кавказской. Надо было на что-то жить и Греков смог устроиться в эвакуировавшуюся Варшавскую гимназию Вацлавского, преподавал мальчикам чистописание и рисование. Получал не раз и заказы от Донского музея. С того периода остался в фондах только портрет Алексея Максимовича Каледина, выполненный по фотографии атамана. Но сохранилась «География Всевеликого Войска Донского» с иллюстрациями Грекова. Чтобы их сделать, ему пришлось поколесить по области, запечатлевая все запланированные для учебника места.
Весной приехала в Новочеркасск и Антонина Леонидовна. Она стала работать в частной гимназии Фирсовой, преподавала английский и французский языки, вела уроки музыки. Это помогало выживать, когда началась Гражданская война, в городе были разруха и голод. Выматывающее ранение, полученное Митрофаном Борисовичем на фронте, давало о себе знать, поэтому завели коз, и Антонина Леонидовна отпаивала мужа козьим молоком.
В 1920 году Новочеркасск вошли красные. Тогда Грековы уже жили на Песчаной (ныне Грекова), где купили небольшой домик, которому суждено будет в будущем стать таким же знаменитым, как и его хозяин. Это место пришлось супругам по душе: всё нравилось, и сам новый дом, и его усадьба, и небольшой сад. Митрофан Борисович радовался отдельной комнате, ставшей его мастерской, где были соединены вместе два окна, открывая чудесный вид на пойму реки Тузлов и наполняя её солнечным светом. Из этого окна и видел художник, как полк Володарского входил в город. По горячим следам была написана картина «Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск».
Через год с небольшим происходит знакомство с Ворошиловым и Будённым, которое изменит его жизнь. Причём поводом для знакомства станет работа художника, написанная на крышке от посылки! Ворошилов сразу поймёт, что не имеет права упускать такого большого художника! Молодая страна Советов строила новую жизнь и для этого ей нужны были талантливые люди.
В 20-е годы на Дону кипит острейшая классовая борьба, Греков пишет картины, отражая весь драматизм событий Гражданской войны в России. В 1924-1925 годах он уже участвует в московских выставках. Его работы выделяются мастерством, необычной аурой. Он обладает таким воображением, что может написать картину сражения только по рассказу очевидца или участника битвы.
Как один из талантливейших учеников баталиста Франца Рубо, Греков мечтал написать своё батальное полотно. В 1929 его пригласили сделать такую картину о битве за Ростов. Его энтузиазм, с каким он принялся за работу, не поддержали коллеги, помогал лишь его ученик Сергей Корольков, который позднее тоже станет знаменитым художником. Увы, первая советская диорама «Взятие Ростова» погибнет в годы Отечественной войны.
Митрофана Борисовича позднее часто будут называть «певцом Первой конной». Но он – не политический деятель, он художник, а дело любого художника запечатлевать исторические события, став их летописцем.
Когда в феврале 1935 года в Москве открылась посмертная выставка Грекова, на ней были представлены все наиболее значимые работы. Их оказалось свыше трёхсот. Собранные вместе, они сложились в грандиозную по масштабам и впечатляющую по силе эмоционального воздействия панораму революционных событий на юге России. Стало понятно, какой огромный и неизведанный пласт народной жизни был увековечен талантом художника.
Новочеркасский период длился с 1917 по 1930 годы. И эти тринадцать с половиной лет были очень плодотворными, их результатом стали около 80 законченных работ. Это непростое время раскрыло современникам гениального живописца-баталиста. В 1931 году он получает предложение переехать в Москву. Греков становится одним из первых членов новой творческой организации — Союза советских художников. И родоначальником батальной советской живописи, вокруг него формируются новые художественные силы страны.
После смерти живописца нарком Климент Ворошилов подписывает указ о создании изомастерской, в ней должна была обучаться талантливая молодёжь Красной Армии. Через четыре года её стали называть студией военных художников имени Грекова. И по сей день Митрофан Борисович остаётся примером высокой творческой деятельности, мастером кисти, на которого равняются военные художники Студии. Они приезжают в Новочеркасск, чтобы побывать в доме живописца, прикоснуться к его мольберту, постоять у окна, почувствовать уникальную атмосферу этого места.
Новочеркасские грековцы дружат с московскими грековцами уже 66 лет со дня образования мемориального музея. Когда он был создан, то к этому событию студия передала порядка 30 этюдов и картин из своих фондов. И позже отправляла в дар живописные и графические работы, скульптуру, открытки, иллюстративный материал, книги. Таких дарений в фондах музея, по словам Веры Лиховидовой, находится более тысячи предметов.
Грекова вспоминали и на родине и в Москве. В парке «Патриот» открылась большая выставка, а в Грековском музее Новочеркасска своя, фондовая, выставка. В её экспозиции размещено более тридцати работ ведущих художников разных времён, из подаренных Студией. В их числе картина Евгения Ивановича Данилевского — большой групповой портрет «Студийцы», над которой он работал три года. Присутствует на оригинальном полотне и наш земляк Николай Васильевич Овечкин, который в 1964 году исполнит свою заветную мечту: выиграет открытый конкурс на замещение вакантной должности и станет военным художником Студии, а в 1979 году и народным художником СССР.
Интересна судьба и Николая Николаевича Жукова. С началом Великой Отечественной войны он не только стал фронтовым художником и корреспондентом, но и возглавил Студию. Его называли мастером молниеносного рисунка, большинство работ он создавал во время разговора со своими героями: в окопах, на передовой, в госпиталях. Именно Жукову поручило Советское правительство освещать Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками, во время которого художник создал свыше 200 точных портретов фашистских главарей, их приспешников, а также участников международного суда.
В студии есть и молодые, но уже именитые живописцы, которые являются художниками студии уже в третьем поколении. Так, родоначальником трудовой династии Ананьевых был народный художник СССР, участник Великой Отечественной войны Михаил Ананьевич. Сын Александр Михайлович и внук Дмитрий Александрович – продолжатели творческой династии. И дед, и внук побывали в разные времена в нашем мемориальном музее, подарили свои работы.
На протяжении девяти десятилетий художники студии создают произведения, которые показывают историю военных событий разных периодов — от древнерусских времен до современности. Через искусство они отражают трудные времена, сложности военного времени, показывают славу и героизм воинов, защищающих Родину. И сегодня они в строю: пишут произведения о современной армии и локальных конфликтах, бывая в командировках: на учениях, в войсковых частях и в «горячих» точках планеты.
Очень много интересного услышали ребята от Веры Николаевны Лиховидовой. Она провела их по экспозиции, разместившейся в двух залах домика, рассказала юным художникам о картинах и мастерах, их создавших. Педагоги Татьяна Юрьевна Лисовая и Иван Александрович Галушкин провели со своими учениками открытый урок, обсуждая композиционные построения картин, цветовое и световое решение.
Своеобразная перекличка главной столицы Родины и столицы казачьей, по мнению учащихся, удалась. Они остались под впечатлением от встречи и мечтают попасть сюда ещё раз. Неслучайно же художники всех возрастов, побывав в Грековском домике, называют его местом силы, где можно черпать творческую энергию и вдохновение.
Кто знает, возможно, через какое-то время мы услышим новые и яркие имена новочеркасцев – продолжателей славных художественных традиций лучших донских мастеров.
Фото автора.