«Любите ли вы театр так, как я люблю его…» Хорошо известное ещё со школьных времён признание Белинского, так любимое и цитируемое актёрами разных поколений, знают многие. Положительно ответят на эти слова и новочеркасцы, ведь театральные подмостки в столице донского казачества появились ещё в 30-е годы ХIХ века!
Поэтому любые гастроли в театральном городе – а Новочеркасск таким, бесспорно, является! – это событие! Во всём великолепии оно проявилось в начале марта, когда казачьей столице подарил своё творчество Мариупольский республиканский академический Ордена «Знак Почёта» Русский драматический театр! Билеты на все выступления труппы были распроданы в рекордно короткие сроки. И всё же перед началом спектаклей у кассы толпились зрители, завистливыми взглядами провожая шествующих к гардеробу счастливчиков, и не теряя надежды заполучить лишний билетик.
Всероссийский гастрольный тур
Такую возможность мы, как и жители других городов страны, получили благодаря Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры. Он с 2021 года реализуется в стране, воссоздавая её единую гастрольную систему, существующую ранее. Второй гастрольный тур мариупольцев коснулся 9-ти городов: Белгорода, Курска, Курчатова, Новомосковска, Брянска, Орла, Калуги и Воронежа. А первыми зрителями стали новочеркасцы. «Сразу ответила утвердительно, – рассказывала на пресс-конференции директор Донского драмтеатра им. В.Ф. Комиссаржевской Елена Архипова, – как только позвонили из Росконцерта и спросили, сможем ли мы принять мариупольцев».
На суд зрителей было представлено два спектакля. Музыкальная сказка «Золотой цыплёнок» по пьесе В.Орлова не оставила равнодушными не только юных горожан, но и взрослых – пап и мам, пришедших вместе с ними. На первый взгляд, приключения Курочки Рябы, снесшей яичко не простое, а золотое, – спектакль детский. Однако вопросы поднимает серьёзные, вечные: взаимоотношения детей и взрослых, самих взрослых, добра и зла. Лучшей оценкой спектаклю и игре актёров будет размышление младшей внучи. Она несколько дней не умолкала, пересказывая подружкам дворовым и садовским, что этого волка она любит, потому что он добрый, цыплёнка не съел, а защищал от лисы!
Спектакль понравился и обилием песен. Актёры, занятые в сказке, поют и танцуют просто с чувством и настроением. И это настроение в зале прочно держалось на высокой отметке. Оркестр для Мариупольского театра стал полноправным членом возрождаемого коллектива. Режиссёры вводят его в спектакли, и это очень украшает представления. В «Водевилях», адресованных взрослому зрителю, своими forte и piano музыканты дорисовывают образы главных героев, передавая разные оттенки и нюансы их психологического состояния! И звучит это с юмором!
«Водевили» сложились из совсем миниатюрных пьес «Медведь», «Юбилей» и «Предложение» – смешных и динамичных. Почему творения Чехова спустя век остаются такими же злободневными? Да потому что из нашей жизни никуда не деваются любовь, уважение и понимание между мужчиной и женщиной. В одном из писем друзьям писатель сокрушался, что его засмеют, ежели узнают, что он пишет водевили: «Но руки-то чешутся учинить какое-нибудь тру-ла-ла!» И спасибо Антон Павловичу, и мариупольцам за то, что эти тру-ла-ла получились задорными и ироничными, ёмкими и одновременно глубокими! А присутствие на сцене «Чехова» с фолиантом, проверяющего: всё ли идёт по авторскому замыслу, стало отличным спецэффектом!
Ответом – аншлаги!
Я не театральный критик, чтобы профессионально оценивать режиссёрские и актёрские находки, костюмы и сценографию… Я – зритель, который голосует по-станиславскому: верю или не верю! Мариупольцам моё твёрдое – верю! Им нужно аплодировать стоя и долго! Что собственно и делали новочеркасцы оба дня!
Сейчас Театр возрождается из пепла как птица Феникс! В прямом и переносном смысле. Актёры живут помыслами поднять из руин свой Храм искусства. Ведь здание взорвано неонацистами: если невозможно сломить людей, уничтожается то, к чему они привязаны, что они любят. Когда началась жёсткая укранизация, в том числе и творческих коллективов, запрет на русскую речь, русскоязычные спектакли, притеснения, многие артисты, прежде чем искать лучшей доли за пределами отечества, сопротивлялись! Свой любимый театр поддерживал замечательный зритель. Сколько мог в той обстановке. Посещение спектаклей было лучшим социальным опросом. На украинском языке – в зале около 30 человек, на русском языке – аншлаг. Зрителя насильно не заставишь слушать тот язык, на котором он не думает!
В последнем сезоне противостояние было особенно жарким. Режиссёр Сергей Мусиенко поставил пьесу А. Касона «Дикарь». Репетировали её на русском языке, хотя уже вышел запрещающий закон. В противовес прежней администрации постановочная группа, актёры и сам режиссёр отказались играть на украинском языке, настояв на том, что спектакль готов на русском языке. Поскольку на премьеру ожидался аншлаг – зрители скупили заранее билеты на все премьерные дни, дирекция не смогла ничего предпринять. Это был яркий, откровенный зрительский ответ, а сам спектакль имел огромный успех!
Я знаю, город будет
Восстанавливают Мариуполь строители из Санкт-Петербурга – города-партнёра. Экспертиза, которую провели специалисты с полуразрушенным зданием, показала, что реконструировать его невозможно: слишком много внутренних повреждений. Этот Храм искусства, возведённый в 1965 году, обожали горожане! Бронзовые люстры с хрустальными подвесками, роскошные зеркала под старину, чудные лестничные марши-переходы – всё это было хорошей прелюдией к предстоящей встрече с волшебным миром закулисья!
Внешний вид театра был брендом Мариуполя, таким же, каким для нас является Вознесенский Собор, памятник Платова или Ермака…Разве мы можем допустить мысль, что лишимся одного из них? Заявится какой-нибудь чудак и будет нас заставлять, что нам любить, а что – нет! Вот руководители и коллектив театра вместе с питерской командой пришли к мысли, что если невозможно сохранить всё здание, то важно сохранить хотя бы фасадную часть здания со скульптурной группой на фронтоне и четырьмя колоннами…К тому же театр расположен в центре города рядом парком – самым любимым местом отдыха мариупольцев.
Театр – жив
Но если восстанавливать здание – дело строителей, то его духовную составляющую – дело людей творческих. Справедливости ради, коллектив совершил настоящий патриотический подвиг, возрождая свой театр, – один из старейших и с хорошими традициями! Ещё в мае прошлого года, когда завершались бои за Мариуполь, пять человек из оставшейся труппы – часть сбежала на Украину, часть – разъехалась по всему свету – встретились, и закипела работа!
В удивительно короткие сроки были подготовлены и зарегистрированы учредительные документы и Мариупольский республиканский академический Ордена «Знак Почёта» Русский драматический театр получил второе рождение! А уже в августе началось формирование репертуара и репетиции. Малым, но активным числом, из тех, кто вернулся… Включилось и сарафанное радио. Каждому появившемуся в сети зелёному огоньку знакомого номера радовались как дети. Актриса Наталья Квитковская возвратилась даже из Италии, когда узнала, что театр восстанавливается! В жизнь людей стали входить стабильность, социальные гарантии, выплата зарплаты. Но главной радостью было то, что их театр жив!
Постепенно стал расширяться штат. Недавно появился свой оркестр русских народных инструментов, хоть театр и не музыкальный. Одного из музыкантов генеральный директор Игорь Солонин встретил на улице. Тот признался: «Мы – потеряшки, отряд без командира, руководитель сбежал на Украину, что делать, куда идти?» Там, где они базировались, всё под ноль… Во время приезда министра культуры ДНР вопрос жизнедеятельности потерянного коллектива был решён положительно. 12 музыкантов, которых новочеркасцы увидели во время гастролей, – это лишь часть собранного оркестра, другая часть работает в Мариуполе. Таким же образом появились в труппе и свои балетные.
Какой-то особый подъём накрыл собранную труппу и уже в сентябре артисты выдали мариупольскому зрителю первую премьеру – спектакль «Водевили» по А.Чехову, который увидели новочеркасцы и увидят все принимающие стороны гастрольного тура. «Что помогало и воодушевляло, – делился режиссёр и ведущий артист Сергей Мусиенко, – так это поддержка нашего зрителя. Мы не сомневались в правильности выбранного решения. На улице или в магазине подходили незнакомые люди и с трепетом в голосе спрашивали: «Вы живы? Будет ли театр наш работать?»
Надежда есть всегда. Даже вопреки тому, что на сегодняшний день театр пока не имеет площадок для репетиций и выступления. Дом пионеров, в котором шли новогодние представления для детей, где коллектив временно базировался, и Мариупольский университет, чей огромный зал планировали задействовать, поставлены на капитальный ремонт. Пока театр «живёт» в филармонии, но в силу определённых причин, может работать только на выездах. Срок сдачи восстановленного здания – декабрь 2024 года. «Коллектив уверен в этом! – считает генеральный директор театра Игорь Солонин. – И ситуация решится!»
Второе рождение «Василия Тёркина»
Бесспорно, решится! Много уже трудностей, выпавших на долю труппы, которые она воспринимала стойко и мужественно, остались позади. Зима прошла без тепла и воды и дома и на работе – в городе реконструируется система централизованного обеспечения теплом и водой зданий и сооружений, улицы перерыты, идёт замена вышедших из строя сетей. Восстанавливаются повреждённые здания жилых микрорайонов. С возрождением Мариуполя возрождается и театр, используя все предлагаемые возможности.
Пока одна половина труппы участвует в гастрольных турах по стране, оставшаяся, в том числе и музыканты, действует в Мариуполе. Под неусыпным патронажем актёров трудятся и бывшие студенты, выпускники Мариупольского колледжа. Репетиционный процесс не останавливается ни на день – от него зависит актёрская игра, умение выражать мысли и чувства, справляться с заданием режиссёра, уметь анализировать будущие постановки. Это – практика для артистов: не утратить свой театральный опыт, а для молодёжи – приобретать его.
Возглавляет оставшуюся в городе половину художественный руководитель театра заслуженный артист России Александр Ростов. Он же – постановщик спектакля «Василий Тёркин» и главный исполнитель, возит его по воинским частям и на передовую. В Отечественную «Книга про бойца» – так ещё называли поэму Александра Твардовского – получила народное признание за правдивость, за злободневность темы, за яркий образный язык, за присутствие веры и надежды в будущее. И сегодня в воинских частях «Тёркина» воспринимают на «ура» – это как второе рождение поэмы, такие вот параллели с минувшей войной. После спектакля артисты ещё не успеют доехать до города, а им уже звонят с приглашением из другой части – и здесь работает сарафанное радио. Звонят в городскую администрацию с просьбой им тоже привезти «Тёркина».
Верность любимому делу
Труппа мариупольцев не большая, хотя превосходит в несколько раз ту, что осталась на Украине. И это ограничивает пока рамки творческих возможностей, но не ограничивает желание коллектива творить и созидать. В его арсенале сейчас 10 спектаклей, в том числе три детские. Отличные показатели! А в планах есть мечта замахнуться на мюзикл «Дубровский» Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна. И хотя это подразумевает и музыкальных актёров, и ряд важных технических вопросов, таких как наличие звуковой студии, необходимых площадок, думаю, что коллектив своего добьётся. «Мы так долго жили в двух параллелях, – сокрушалась ведущая актриса Наталья Квитковская, – той, что была внутри нас, и той, которая окружала ежедневно. Нам так часто приходилось противостоять запретам, в прежней ситуации непросто было понять, кто рядом с тобой. Война уровняла всех. И сблизила людей».
Именно она превратила труппу в единую команду, а если точнее – дружную театральную семью! Потеряв всё, люди научились радоваться простым вещам, ценить даже самую маленькую! А вот свой театр не захотели терять и дорожат этой новой атмосферой. Выступление в Новочеркасске во всей широте раскрыло силу духа, самоотверженные решения, творческие порывы мариупольцев, показало любовь и верность своей профессии, любовь и верность своему театру. И то, что ему пока очень не хватает взаимодействия с другими театральными коллективами страны, дело наживное. Впереди не только новые гастроли, но и мастер-классы в Москве у ведущих режиссёров Театра им. Вахтангова и Театра наций. А значит, и новые встречи!
Думаю, лучшей оценкой выступления Мариупольского республиканского академического Ордена «Знак Почёта» Русского драматического театра в казачьей столице станут слова: «С возвращением домой – в театральное пространство России!»
Фото Виктора Кустова