3 октября 2024 года специалисты Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области провели семинар по вопросу определения оснований для применения повышенной налоговой ставки при исчислении земельного налога и авансовых платежей в соответствии с положениями п.п. 7.2, 18 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ не могут превышать 0,3 процента в отношении отдельных видов земельных участков, в том числе:
— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства;
— занятых жилищным фондом, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
— неиспользуемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества.
Если земельный участок используется не по целевому назначению, ставка устанавливается в размере 1,5 % от кадастровой стоимости данного участка. В целях применения надлежащей налоговой ставки при исчислении земельного налоговые органы используют сведения, предоставленные в соответствии с п.п. 7.2, 18 ст.396 НК РФ органами, осуществляющими государственный и муниципальный земельный надзор.
Согласно п п.п. 7.2, 18 ст. 396 НК РФ территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля, обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту РФ
1) о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
2) о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) земельного участка предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности.;
3) о фактах устранения вышеперечисленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо об отмене предписания об устранении указанных нарушений.
Полученные сведения используются налоговыми органами для составления и направлений юридическим лицам сообщений об исчисленных суммах земельного налога.
Начиная с налогового периода 2022 года порядок применения сведений при исчислении налога установлен пунктом 7.2 статьи 396 НК РФ.
В отношении всего земельного участка, о котором представлены сведения, исчисление суммы налога производится по налоговой ставке, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ (1,5 %), начиная со дня совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений и до 1-го числа месяца, в котором уполномоченным органом установлен факт устранения таких нарушений.
Обращаем внимание, указанный порядок применения сведений при исчислении налога действует непосредственно и не требует получения налоговым органом иных доказательств, подтверждающих неиспользование по целевому назначению земельного участка, в отношении которого получены сведения, или его использование не по целевому назначению.
С 1 января 2025 года расширен состав сведений, передаваемых в соответствии с п.18 ст.396 НК РФ в налоговые органы органами, осуществляющими федеральный государственный земельный контроль (надзор), а также органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, в целях применения пункта 7.2 ст. 396 НК РФ.
Перечень документов, в соответствии с которыми формируются указанные сведения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора).