По состоянию на конец декабря 2021 г. на сети российских железных дорог работают 630 магистральных грузовых электровозов переменного тока 3ЭС5К «Ермак», оборудованных системами автоведения, способных работать в режиме виртуальной сцепки.
С 1 января 2021г. системами автоведения комплектуются все новые локомотивы 3ЭС5К, строящиеся на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ, Ростовская область, входит в состав АО «Трансмашхолдинг») по заказу ОАО «Российские железные дороги» начиная с 2021 года. В течение 12 месяцев на предприятии произведено 136 таких локомотивов. Еще почти 500 электровозов дооборудованы поставщиками системы автоведения в условиях принадлежащих ОАО «РЖД» эксплуатационных депо.
Технология виртуальной сцепки предполагает синхронное движение двух составов на безопасном расстоянии 2 — 3 км (обычно поезда идут на расстоянии 4–5 км друг от друга) за счёт управления ведомого локомотива с ведущего. Обмен информацией между локомотивами происходит по цифровому радиоканалу. Светофоры для управления ведомым локомотивом при использовании новой системы не нужны. Технология позволяет сокращать интервал попутного следования до двух раз – с 10 до 5 минут и за счёт этого пропускать большее количество поездов.
На «Ермаках» впервые в России применена микропроцессорная система управления и диагностики. По сравнению с электровозами предшествующих поколений, значительно улучшены технико-экономические показатели. Модульная кабина управления соответствует всем современным санитарным, эргономическим нормам и нормам безопасности, обеспечивает комфортабельные условия работы для локомотивных бригад. С конца 2018 г. локомотивы этой серии выпускаются в модификации с поосным регулированием силы тяги, которое позволило водить в условиях Восточного полигона РЖД грузовые составы массой до 7100 тонн.
Электровозы 3ЭС5К эксплуатируются прежде всего в тяжелых климатических и рельефных условиях на Восточно-Сибирской, Дальневосточной и Забайкальской железных дорогах. Помимо ОАО «РЖД», такие локомотивы эксплуатирует Узбекистанская железная дорога, а также российский частный перевозчик «НефтеТрансСервис».
Магистральный грузовой трехсекционный двенадцатиосный электровоз переменного тока 3ЭС5К «Ермак» выпускается с 2006 года. По состоянию на конец декабря 2021 г. общее количество выпущенных локомотивов достигло 1282. Электровозы «Ермак» выпускаются также в двухсекционном (2ЭС5К) и четырехсекционном (45ЭС5К) исполнениях, которые начиная с 2021 г. также комплектуются системами автоведения. Имеется опыт производства односекционных локомотивов Э5К.
Трансмашхолдинг — единственный в России производитель, выпускающий всю линейку тягового подвижного состава, электровозов и тепловозов разной мощности, составности, рода тока, назначения. Разработка тягового подвижного состава осуществляется действующей в составе холдинга профильной организацией – «ТМХ Инжиниринг».
ТМХ (Трансмашхолдинг) – №1 среди производителей железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ и №4 – на международном рынке. Компания предлагает полный спектр продуктов и услуг: от дизайна и разработки нового подвижного состава до модернизации, сервисных контрактов жизненного цикла и цифровых систем управления движением. ТМХ – российская компания со штаб-квартирой в Москве и международными подразделениями в Швейцарии, Венгрии, ЮАР, Египте, Аргентине, Белоруссии и Казахстане. В структуру холдинга входит 15 производственных и сборочных площадок в России и других странах мира, а география работы охватывает более 30 государств.