Намечены пути совершенствования законодательства и практики в сфере реализации публично-частного партнерства

11 июня в Государственной думе прошло заседание комитета по муниципально-частному партнерству Общероссийского Конгресса муниципальных образований.

По итогам мероприятия была принята резолюция о «Дальнейших шагах по совершенствованию законодательства и практики в сфере реализации проектов публично-частного партнерства».

В работе Комитета приняли участие депутаты Государственной думы, представители министерства экономики, международных организаций и общественных организации.

Открыл заседание председатель комитета конгресса муниципально-частому партнёрству (ККМЧП), член комитета Государственной Думы РФ по контролю и РегламентуАлексей Кобилев (ЕР). В своей речи он отметил, что Президент России Владимир Путин, выступая на Петербургском экономическом форуме, заявил, что стратегической целью развития экономики является привлечение инвестиции. «Одним из самых важных инструментов развития страны является – муниципально-частное партнерство и в, целом, публично-частное партнёрство, — заявил Алексей Кобилев. – Сегодняшний уровень социально-экономического благополучия каждого муниципального образования, конечно, зависит от частных инвестиций и реализации инфраструктурных проектов. Развитие муниципально-частного партнерства поспособствует повышению уровня качества услуг и жизни населения».

Однако, по мнению Алексея Кобилева, существуют несогласованности между регионами и муниципалитетами, чтобы их устранить на федеральном уровне принимаются важные решения, повышающие координацию местного самоуправления. «На данный момент ведётся работа в законодательной сфере, это окажет прямое влияние на развитие данного института. Должен отметить, что перед нами огромный перечень вопросов, требующих совершенствования нормативно-правовой базы, поскольку они сдерживают развитие МЧП. На одном из наших заседаний мы обсудили поправки в бюджетный кодекс в отношении ограничения размера бюджетных субсидий в рамках соглашения о защите и поощрения капиталовложений, которые создавались для проектов публично-частного партнёрства. Эти поправки были скорректированы, что позволило устранить риски для проектов, в том числе и тех, которые были запущены ранее», – отметил председатель ККМЧП Алексей Кобилев.

Также, по его словам, наметился заметный прогресс в готовящемся изменении законодательства ГЧП/МЧП и конституционном соглашении, законопроекта «инфраструктурных ипотеках».

Кроме того, на предыдущем заседании работали над проектом закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ части заключения конституционных соглашений с участием нескольких публичных образований». «Поправки призваны, в том числе, позволить раскрыть нагрузку между бюджетами различных уровней в связи с реализации конституционных проектов. Закон может способствовать увеличению количества проектов муниципально-частного партнёрства и, как следствие, развитию муниципальных образований и повышению качества жизни населения», — подчеркнул он.

По его словам, значительное влияние на практику реализации проектов окажет разрабатываемая редакция Бюджетного кодекса РФ. Парламентарий также считает, что крайне важно выстроить диалог между муниципальными образованиями, профессиональным сообществом в сфере ГЧП (МЧП) и Минфином России.

В свою очередь, заместитель Председателя Комитета Конгресса по муниципально-частному партнерству Кирилл Терентьев рассказал: «В настоящий момент из всего количества соглашений публично-частного партнерства (куда входят ГЧП (МЧП) и концессионные соглашения) 93% приходится на муниципальный уровень. Казалось бы, цифра хорошая, но необходимо отметить, что 90% из этих соглашений приходится на сферу ЖКХ. Лишь 8% составляют соглашения в социальной сфере и 2% приходится на соглашения в сфере транспорта. В абсолютных значениях это означает всего около 180 соглашений в социальной сфере и около 20 в сфере транспорта на всю Россию (что в масштабах страны, согласитесь, совсем не много). Почему сейчас мы имеем такую статистику понятно. Объекты тепло- и водоснабжения массово передавались в концессии. На наш взгляд настало время менять сложившуюся ситуацию. ГЧП может позволять гораздо более активно привлекать частные инвестиции для обновления инфраструктуры муниципалитетов для населения».

Кирилл Терентьев считает, что потребности каждого муниципалитета различаются, тем не менее, многие из них нуждаются в обновлении спортивной инфраструктуры, создании и обновлении объектов образования, медицины, благоустройства. Что не хватает для того, чтобы количество муниципальных проектов в этих отраслях увеличивалось? Очевидным покажется ответ – денег. Но, как показывает практика, это не главная причина. Зачастую, поскольку речь идет об относительно небольших проектах, местные инвесторы готовы обойтись без бюджетного софинансирования со стороны муниципального бюджета. Однако у предпринимателей и администрации не хватает навыков и компетенций, чтобы реализовать такой проект. Проводимая в настоящий момент работа по повышению квалификации муниципальных служащих в сфере ГЧП безусловно ценна, однако только ее недостаточно. Важно, чтобы информация об уже реализованных проектах другими муниципалитетами и об аналогичном проекте в своем муниципалитете, стала доступна каждой администрации муниципального образования. Эксперты собирают информации о том, какие муниципальные проекты (за исключением проектов в сфере ЖКХ) уже реализованы и как они структурированы. «Выделим направления, в которых наблюдаются «типовые» муниципальные проекты. Это объекты благоустройства (парки и зоны отдыха, набережные), бани (пожалуй, самый распространенный объект социальной инфраструктуры, в отношении которых реализуются проекты МЧП), кинотеатры, объекты спорта (встречаются чуть реже, но их количество будет расти). Важно также активно развивать МЧП проекты в сфере образования. Есть примеры детских садов. Строительство школ не должно являться исключительно региональной задачей. Есть и многие другие муниципальные проекты, опыт которых нами также учитываются», — сказал он.

Терентьев отметил, что существует задача собрать своего рода «базу» типовых решений для различных сфер МЧП, на которые можно будет опереться при разработке и структурировании проекта муниципально-частного партнерства в конкретном муниципальном образовании, и сделать доступ к применению таких типовых решений для каждого муниципалитета. При этом уже сегодня в рамках Комитета собрана команда первоклассных специалистов, которые готовы оказать консультационную помощь в работе над проектами муниципально-частного партнерства, вникнуть в идею и проблему проекта, помочь грамотно его структурировать и запустить».

https://inform-24.com/19993-namecheny-puti-sovershenstvovanija-zakonodatelstva-i-praktiki-v-sfere-realizacii-publichno-chastnogo-partnerstva.html

После обсуждения темы, Конгресс принял рекомендации:

  • Решено осуществить мониторинг ситуации в части завершения и внесения в Государственную думу подготовленного Минэкономразвития России проекта изменений в законодательство проектов публично-частного партнёрства (ГЧП/МЧП) и концессионных соглашений — законопроекта «об инфраструктурной ипотеке».
  • Собрать мнения, комментарии и предложения от представителей муниципальных образований и профессионального сообщества в сфере публично-частного партнёрства в отношении возможного влияния данного законопроекта на проекты ГЧП (МЧП).
  • Необходимо отправить консолидированный проект предложений в Минэкономразвития РФ и совместно принять решение о возможном влиянии проекта изменений в законодательстве на рынок публично-частного партнёрства и доработать его.
  • Доработать новую редакцию Бюджетного Кодекса РФ, а также собрать мнения, комментарии и предложения от представителей муниципальных образований и профессионального сообщества.
  • Комплект предложений необходимо направить в Минфин РФ и совместно сделать доработки, они будут связанны с возможным влиянием новой редакции Бюджетного кодекса на проекты ГЧП (МЧП).
  • Необходимо с представителями муниципалитетов и профессионального сообщества подготовить проект федерального закона «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части заключения концессионных соглашений с участием нескольких публично-правовых образований» к внесению в Государственную думу.
Поделиться:
error
fb-share-icon

Добавить комментарий