Не зря сцену театра называют храмом. Она чем-то похожа на алтарь. Взаимодействие театра и зрителя – это, несомненно, чудо – люди приходят в театр, проявляя к нему интерес, артисты выходят на сцену, чтобы поделиться тем, что важно зрителю. И не просто поделиться, а открыть душу – искренне, честно. И тут возникает магия: восприятие незнакомых людей через образы, характеры делает их ближе, если хотите, роднее. И этим ощущением хочется поделиться, рассказать или… написать.
Оксана Аксенова, руководитель Медиашколы Центра воспитания и досуга «Эстетика»: «Я очень рада, что идея провести творческую встречу юных представителей информационно-медийного направления с артистами театра им. В.Ф. Комиссаржевской воплотилась. Идя в театр, мы преследовали несколько вполне очевидных целей. Во-первых, наряду с освоением репортажа и интервью, мы учимся писать театральные рецензии. Это особый жанр. Здесь главное – не поверхностное впечатление, а погружение в тему. Для этого нужно очень многое, и, в первую очередь, общение с теми, кто создает чудо воплощения образов на сцене. Во-вторых, посмотреть спектакль по произведению автора, 200-летие которого отмечает весь мир и который является на сегодня одним из самых цитируемых. Романа «Идиот» Ф.М. Достоевского нет в школьной программе, а стало быть, мы еще и расширяем кругозор, повышаем культурный уровень. Это нужно журналисту не меньше, чем уметь излагать мысль и оперативно заполнять информационную ленту».
Мероприятие оказалось намного насыщеннее и познавательнее, чем ожидалось. Кто-то попал в театр впервые, кто-то открыл для себя Достоевского, кто-то освоил Пушкинскую карту, кто-то узнал, что в театр и на стадион одеваются по-разному, что хорошо бы приходить в театр с цветами. Кстати, цветов было много, и сами ребята получили удовольствие, когда вручали их артистам. Но больше всего понравилось обсуждение, возможность живого общения. Нужно отметить, насколько внимательно и уважительно отнеслись ведущие артисты театра к юным зрителям, несмотря на усталость после трудного спектакля. Состоялся честный, открытый разговор, без официоза и пафоса о литературе, о работе над ролью, о Достоевском, о прессе и театральной критике… Ребятам было интересно узнать, чем живут те, кто вот только что дарил им новые эмоции, мысли, переживания.
Обсуждение постановки «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского состоялось сразу после спектакля не случайно. Очень важны были свежие эмоции, которые «вылились» на заслуженного артиста РФ Александра Коняхина, Игоря Лебедева, Наталью Лебедеву, Елену Тоцкую, Романа Пуличева, Алексея Ситникова. Присутствующие на встрече старшеклассницы Нелли Юдина и Елена Боровик, очень рассудительно и взвешенно поделились своими впечатлениями, расставили акценты, задавшие тон встрече. Оказалось, что темы, поднятые в «Идиоте» очень важны и близки артистам.
Игорь Лебедев: «Мой герой, князь Мышкин, — некая лакмусовая бумажка, проявляющая суть всех нас. Достоевский пишет о том, что у князя была какая-то странная нервная болезнь, вроде падучей. Никто не знает толком что это такое, но все страсти, переживания сюжета происходят на фоне этого «странного» человека, поэтому и воспринимаются по-особому. Общение с ним равноценно исповеди. … Мы часто в сегодняшней суете проходим мимо несправедливости. Но, когда останавливаемся и всматриваемся в ситуацию через призму всепрощения, как это делает мой герой, то начинаем иначе воспринимать жизнь. Именно поэтому наш театр взялся за эту постановку – она дает надежду, что приход князя Мышкина не был напрасен».
Елена Боровик, учащаяся Медиашколы: Но как донести до зрителя лично ваше понимание героя, передать эти эмоции и переживания?
Наталья Лебедева: «Работа над спектаклем начинается с того, что каждый из нас ищет в себе именно то, что задевает, «цепляет» в твоем герое. Ты размышляешь, где он родился, что пережил…, и тогда все складывается очень органично – нет необходимости ничего специально придумывать, это уже внутри тебя».
Елена Тоцкая: «Моя героиня – яркий пример переживаний первой любви, когда чувства обострены до предела, когда отдаешься им без остатка, когда понимаешь, что всё на самом деле просто – я люблю, и не надо ничего усложнять. Она видит, как гибнет любимый и пытается его спасти. Она всей душой верит в их счастье, но князь отказывается от него и действительно приносит себя в жертву».
Александр Коняхин: «Вся наша работа строится на подсознании, но подсознание работает качественно тогда, когда получает важную информацию. Поэтому прежде всего нужно читать, читать и читать».
Алина Кияева: Раз уж мы заговорили о чтении, отличается ли ваше восприятие Достоевского в школьные годы и сегодня?
Роман Пуличев: «С возрастом, с каждым новым прочтением, возникает некое особое понимание классики – это как каждый раз по-новому «входить в одну и ту же реку». В юности многое непонятно – мало опыта, знания жизни. Перечитывая Достоевского, Чехова, Пушкина, даже его сказки, каждый раз открываю для себя то, чего не видел раньше. Абсолютно солидарен с коллегами: больше читайте и, что важно, перечитывайте».
Алексей Ситников: «К сожалению, школьная программа не всегда учитывает градус восприятия молодого человека того или иного произведения. Безусловно, читать нужно. Но здесь очень важно прислушиваться к себе: насколько произведение вам близко и понятно. Может быть, на данном этапе какой-то роман стоит отложить – здесь главное не заставлять себя. И еще очень важно – читайте именно книги, не электронные версии в гаджетах, а книги. Поверьте, восприятие будет намного ярче».
Елена Тоцкая: «Что касается Достоевского, то это особый автор — он был убежден в духовном происхождении человека. Во всех своих произведениях он исследовал то, что происходит с душой человека в тех или иных обстоятельствах. Его очень беспокоила идея спасения души грешника от духовной смерти. И это нельзя не учитывать при работе над ролью».
Софья Песоцкая: А тяжело выходить из роли после спектакля?
Игорь Лебедев: «Театральные преподаватели предупреждают студентов о том, что войти в образ легко, а выйти – не просто. Мы знаем много примеров, в том числе, трагических, когда энергетика героя не отпускала актера, потому что он проживал этот образ сердцем. Если уж мышцы изнашиваются, что уж говорить об эмоциональном состоянии.
Елена Тоцкая: «Любая роль оставляет отпечаток. Любая. Почему мы и говорим: «осталось впечатление», то есть в тебя что-то «впечаталось». Мы смотрим фильмы, читаем книги, просто общаемся, это никуда не уходит – все это нас наполняет. Это же касается ролей. В каждом образе, как и в любом человеке, есть что-то хорошее, а что-то — не очень. И здесь очень важно брать для себя то, что сделает тебя внутренне богаче, чтобы не навредить себе».
Давид Аристава: Вы говорите об очень глубоких, важных вещах, но как это отразить в рецензии? Какой, по-вашему, она должна быть?
Игорь Лебедев: Каким бы ни был формат изложения – будь то театральная критика, рецензия, статья, репортаж, в любом случае, должна быть честность. Искренность восприятия. Именно она интересна. Сегодня это, к сожалению, редкость. Предположим, кому-то из вас спектакль не понравился, но хотелось бы знать, почему – что не «зацепило», не дало внутреннего отклика?… И здесь важен именно честный ответ.
Наталья Лебедева: «Бывают такие спектакли, когда ставится финальная точка, а в зале – тишина. Какое-то особое дыхание, буквально звенящая внутренняя связь со зрительным залом. Люди не торопятся аплодировать, идти в гардероб, а сидят и молчат. И в этот момент ты чувствуешь, что «умирал» и возрождался на сцене не зря. Это же касается рецензии – можно очень долго и профессионально излагать свое видение спектакля, раскладывать по полкам детали игры артистов, но главное: тронуло тебя или нет, есть отзыв в душе или нет. Это самое дорогое. Ради этого мы выходим на сцену. Сосем недавно после нашего спектакля молодого человека, вашего ровесника, спросили, читал ли он роман «Идиот»? На что он ответил: нет, но теперь приду и прочитаю».
Александр Коняхин: «Если говорить непосредственно о театре, то журналисту нужно много смотреть – не оценивать актера, режиссера по одной работе. Ему необходимо сравнивать, соотносить разные творческие подходы. Как бы это странно не звучало, но настоящий рецензент должен быть соучастником создания спектакля».
Воспитанники Медиашколы вместе со своим педагогом поблагодарили комиссаржевцев за общение и пообещали, что обязательно вернутся, чтобы посмотреть лучшие репертуарные постановки сезона, задать новые вопросы. Как знать, может такие встречи не просто разбудят их профессиональный интерес и любовь к Мельпомене, но и положат начало созданию клуба молодых зрителей старейшего театра на Дону!
«Спасибо комиссаржевцам, они дали очень много нужных и полезных советов, которые пригодятся ребятам в работе и жизни. Это отличный опыт общения для будущих журналистов, требующий серьезной, вдумчивой подготовки. Возможность услышать из первых уст, как на сцене возникает другая жизнь – люди, их судьбы, отношения – одним словом, истории, которые «не отпускают» на протяжении двух с половиной часов, дорогого стоит».