Первого мая ему исполнилось бы 90 лет… И хотя после ухода Владимира Никифоровича Репникова прошло почти целое десятилетие, с этой потерей смириться по-прежнему сложно. Не просто ответить и на вопрос: кем всё же был этот многоликий человек: инженером-строителем, педагогом, художником, краеведом, писателем?
Он принадлежал к поколению людей, чьё детство безжалостно покалечила война. Война прошла через детей, «пребывавших под немцем», ежеминутным страхом, голодом, бездомностью, холодом, гибелью родных. Позднее Владимир Никифорович будет писать о том страшном времени на страницах всех городских газет. Как многие дети войны, он рано повзрослел и возмужал, жил жадно и восторженно. Навёрстывал упущенное, пробуя себя в разных ипостасях. И что интересно: везде добивался отличных результатов! Вот откуда эта многоликость и многоплановость у детей войны!
С Владимиром Никифоровичем я познакомилась в 80-х годах прошлого века, когда стала сотрудником редакции городской газеты «Знамя коммуны». В коллективе работал старший двоюродный брат Иван Герасимович Репников. Он был известен не только, как член Союза журналистов СССР, но и как краевед, автор первого послереволюционного издания о Новочеркасске. Книга, написанная совместно с бывшим в то время директором музея истории донского казачества Петром Ивановичем Молчановым, вмиг исчезла с прилавков книжных магазинов, с успехом выдержала ещё два переиздания.
Старший брат для младшего был авторитетом. Они ведь росли вместе, так как родители Ивана умерли во время эпидемии, и он жил в семье дяди, Никифора Агаповича. Несмотря на тринадцатилетнюю разницу в возрасте, братья были очень дружны. Если Владимир стал свидетелем военных событий, как дитя войны, то Иван, по первому образованию медик, прошёл две войны – Отечественную и Вторую мировую, закончив последнюю в Манчжурии, участвуя в разгроме Квантунской армии.
Собственно, его писательское творчество и побудило Владимира ещё в 60-е годы, в годы преподавания в НПИ, взяться за перо. С начала в «Кадрах индустрии», затем в 70-е – в «Знамени коммуны». Приходя в редакцию, он окунался в особую творческую атмосферу – фронтового братства корреспондентов штатных и нештатных, бывших участников Отечественной, ценивших мир и любивших жизнь. Поэтому не писать было невозможно. Кистью к этому времени владел основательно, ещё в техникуме он отдал своё сердце акварели.
За плечами Репникова были дипломы с отличием Архитектурно-планировочного (ныне – Донского строительного колледжа) техникума и НПИ, служба в армии и первый, но довольно успешный опыт строительства, участие в городских художественных выставках. Тяга к рисованию началась ещё в детстве, любую свободную минуту его видели с карандашом и бумагой, он радовал родителей и друзей своими «картинками».
Жили Репниковы в станице Кривянской. С детства Новочеркасск – город в туманной дымке на горе – притягивал своей загадочностью. И когда в 1947 году Владимир поступил в Архитектурно-планировочный техникум, первым делом погрузился в эту загадочность. Знакомство с городом было увлекательнейшим занятием. Всё ему нравилось: старинные особняки и храмы (пусть и закрытые), широкие проспекты и маленькие переулки в зелени бульваров, палисадников и садов, приветливые лица людей и дивные рассказы старожилов.
Волшебное впечатление произвела архитектура Новочеркасска, а сам город стал большой любовью на всю жизнь! Большинство войсковых архитекторов, возводящих казачью столицу, были приверженцами питерской архитектурной школы. Основы её базировались на работах древнеримского архитектора Витрувия. Неслучайно поэтому трактат учёного-энциклопедиста «Десять книг об архитектуре» являлся настольной книгой и Франца Павловича Де-Волланта, начертавшего план столичного града. Это ещё одно пояснение для любителей «французскости» Новочеркасска…
Как использовал Франц Павлович на практике три закона архитектуры – прочность, пользу и красоту, – Владимир Никифорович, как профессионал, изучал всю свою жизнь. Учил этим азам студентов в вузе и в гидромелиоративном техникуме (бывшем в разные годы сельскохозяйственным, аграрным, в конечном итоге – частью колледжа промышленных технологий и управления).
Рассказывал читателям газет о многообразии архитектурных особенностей города, открывал неизвестные странички из жизни домов и их хозяев. Донская старина Репникова основана на исторических достоверных фактах. В лике любимого города для него обязательно всё. Исследовательские материалы Владимир Никифорович дополнял своими рисунками.
В писательство Репников пришёл состоявшимся педагогом, художником и краеведом. Тридцатилетняя педагогическая деятельность – его ученики строили по всей стране – отмечена в 1986 году званием заслуженного учителя школы России. За плечами Репникова-акварелиста – не менее значимая деятельность. С 1979 по 2012 годы он участвовал в 30 (!) городских ежегодных и 8 тематических выставках. На его счету – 4 больших и 20 мини-персональных выставок. Удивительная работоспособность! К тому же он писал не только красками, но и пером, стал летописцем городского клуба художников, более сорока лет рассказывая о мастерах живописи, их вкладе в развитие культурного пространства казачьей столицы.
После закрытия «Знамени коммуны», а затем и её правопреемницы «Донской речи» городские еженедельники старались перехватить Владимира Никифоровича в свои постоянные корреспонденты. Он же никого не выделял, писал для всех. Но с 2000 года отдал предпочтение газете «Частная лавочка», с которой сотрудничал до своего ухода в 2013 году. С этой газеты и его редактора Елены Михайловны Надтоки, дававшей «зелёную» улицу всем краеведческим проектам Репникова, началась его писательская деятельность.
Пухлые папки с собранными публикациями, заметками, рисунками, стали превращаться в книги. Всего их одиннадцать. Вот некоторые из них: «НПИ в моей жизни» (2000), «Была война. Воспоминания очевидца» (2001), «Мой город» (2002). К 200-летию города на основании акварелей и очерков издаются с последующей допечаткой «Прогулки по Новочеркасску» (2005). А вторая часть выходит через год.
Как опытный краевед Владимир Никифорович участвует в создании объёмного труда «Новочеркасск. Энциклопедия». В победе творческого коллектива издательства «Новопринт» по итогам шестого областного конкурса полиграфистов им. М.И. Платова, получившего «Гран-при», есть и значительный вклад как Репникова-младшего, так и Репникова старшего.
Он помогает Ростовскому издательству «Странник» подготовить путеводитель «Новочеркасск. Два века за два дня» (2005). Для этого готовит разделы «История в камне» и «Знаки времени». Выступает на «Платовских чтениях» в МИДК, на следующий год его материал «Архитектурный ансамбль Донского политехнического института» публикуется в «Краеведческих записках», издаваемых музеем.
Красочный альбом «По Новочеркасску без гида» с эссе Владимира Никифоровича об архитектурных шедеврах города, дополненными фото члена Союза журналистов РФ Виктора Семёновича Бессарабова, вышел в 2011 году при поддержке Управления культуры и искусства администрации Новочеркасска. Через год его переиздают под названием «По Новочеркасску». Последней работой Владимира Никифоровича стала книга «Век трёх поколений» (2013) о роде Репниковых.
Все эти издания сразу стали библиографической редкостью. Познакомиться с ними можно в краеведческом отделе Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина.
Биография Владимира Никифоровича богата событиями. Можно вспомнить и о том, что важной вехой своей жизни он считал разработку памятника Герою Советского Союза Галине Петровой. Модель, которая хранится в Музее истории ЮРГПУ (НПИ), он изготовил своими руками. Или о том, что репниковские акварели украшают личные коллекции любителей живописи России, Франции, Германии, Болгарии, Испании, Израиля. Можно и о многом другом вспомнить…
Думаю, что главное наследие Владимира Никифоровича – духовное, его книги. Будучи педагогом и мудрецом, патриотом своего Отечества, он понимал, что погружаясь в историю родных мест, человек воспитывает себя как личность, как гражданина. А патриотизм выражается делами, а не словами. Жизнь Владимира Никифоровича Репникова – тому подтверждение.
Фото из личного архива Репниковых, Евгения Халдаева.