«Помни о главном: твои стихи важней, чем всякая оппозиция». Л. Зорин «Медная бабушка»

12 апреля в Донском театре драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской состоялась премьера спектакля «Медная бабушка » по пьесе Леонида Зорина. Спектакль создан в рамках проекта ГИТИСа «Дебют России», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Казачий драматический оказался одним из семи российских театров, которые были определены в качестве «площадок» для создания спектаклей студентами и недавними выпускниками ведущих отечественных театральных вузов.

Выбор пьесы «Медная бабушка» Леонида Зорина оказался далеко не случайным. По мнению создателей спектакля, он обусловлен неоднозначностью истории. Главный герой —  Александр Сергеевич Пушкин — предстаёт в один из драматических периодов своей жизни. Лето 1834 года. Чтобы достать денег, поэт пытается продать медную статую императрицы Екатерины Великой, полученную в приданое его супругой Натальей Николаевной от её деда Афанасия Николаевича Гончарова. Но медь упала в цене, покупателей нет…

На сцене зрители видят живого человека – с одной стороны, обласканного государевым вниманием, с другой, измученного долгами, запретом на публикацию «Медного всадника». А еще — растерянного, нервного, отчаявшегося, взбешенного…, и, да, влюбленного — со своей историей —  глубокой и личной, затрагивающей жизни разных людей.
Драматургический язык Зорина острый и меткий, местами язвительный и саркастичный, а потому пьеса о вечном противостоянии художника и власти злободневная и не теряющая актуальности в любые времена.


Мастера сцены Роман Пуличев и Олег Радченко предстают в ролях больших поэтов — Жуковского и Вяземского. Похожие и разные, сопереживающие и поддерживающие в меру своих сил своего «непутёвого» друга. Любимец Николая I, потомственный дворянин Бенкендорф – заслуженный артист РФ Александр Коняхин. Выходит на сцену в новом драматическом амплуа Игорь Тавровский, раскрывая свой комедийный талант. Очень органичен Карл Петрович Рейхман в исполнении Игоря Лебедева.  Федор Шестаков настолько точен, что один из первых зрителей спектакля заметил: «При виде Императора мне захотелось вытянуться по стойке смирно». Харизматичный товарищ поэта Сергей Соболевский – Владислав Зайцев, брат Пушкина Лев Сергеевич – Сергей Плешаков, очаровательные дамы… Над всем повествованием парит голос Елены Тоцкой, читающей письма поэта, адресованные жене. В маленьком, нервном и не очень счастливом Александре Сергеевиче мы узнаем Дмитрия Федорова, с его неиссякаемой актерской энергетикой и притягательностью.

Взялся рассказать эту историю на новочеркасской сцене молодой режиссер, студент IV курса ГИТИСа, Роман Охлопков. На пресс-конференции перед премьерой он рассказал, что пьеса привлекла его внимание своей многослойностью. Показать Пушкина не поэта, а человека — тот еще вызов. Постановка наполнена символами и знаками, которые можно пытаться расшифровать и трактовать по-своему. Смотрите и увидите, ищите и найдете.
Очень интересное решение придумала художник-сценограф Анастасия Плохих. Декорации — минималистичные, обнажающие игру актеров. А костюмы, порою почти одинаковые, подчеркивают функцию каждого персонажа в жизни Пушкина. Ах, какие платья у прекрасных дам: невинно-белое, интригующе-изумрудное, платье-петля красное!
Музыка для спектакля специально написана молодым композитором Анной Рыльцевой, а за пластикой и хореографией артистов стоит Виктория Хорошавцева.

Итак, проект «ДЕБЮТ РОССИИ» в Новочеркасске состоялся – перед спектаклем открыта широкая дорога, по которой, я надеюсь, пойдут не только заядлые театралы, но и новые зрители нашего театра – те, кто любит думать, размышлять, анализировать, находить для себя что-то новое.

Спасибо, театр. Ты опять смог нас удивить.

Фото: Сергей Лозовский, Сергей Федулов

Поделиться:
error
fb-share-icon

Добавить комментарий