Новочеркасские журналисты побывали в хуторе Пухляковском. В литературном отделе Раздорского этнографического музея-заповедника, носящего имя писателя, прошло мероприятие, посвящённое 85-летию известного русского поэта Бориса Примерова, уроженца Донского края.
«Твоё ли это детство было
Кнутом обвито, как ужом,
Когда в лугах оно бродило,
Отцовским балуясь рожком,
С бахчи арбузы воровало,
В копне крестилось на грозу
И звёзды-звёздочки считало,
Пока в мечтах не засыпало
В степи безбрежной на возу,
Чтоб над рогами на подушку
Проплыть на ласковых руках,
Заспав накрытую краюшкой
Парного кружку молока».
Эти строки Анатолий Вениаминович посвятил Борису Терентьевичу. Калинин был для Примерова не просто литературной вершиной, к которой надо стремиться, но и учителем, надёжной поддержкой и опорой. Хотя сам Анатолий Вениаминович думал иначе. Он любил молодых и талантливых людей, которые тянулись к нему на усадьбу, верил в них. Мэтр был мастером слушать и слышать! И, возлагая на молодые дарования – будущих писателей, журналистов, художников большие надежды, – он всячески содействовал раскрытию талантов у этой трудолюбивой молодежи: читал рукописи, давал рекомендации, всячески помогал преодолевать преграды, направлял по выбранному пути.
В калининскую интеллектуальную свиту входили три Бориса: новочеркасец Плевакин, ставший членом Союза журналистов СССР, а семикаракорец Куликов и мечёткинец Примеровов – членами Союза писателей СССР.
Познакомились Калинин и Примеров в конце 60-х, когда Борис Терентьевич работал на «Ростсельмаше» и публиковал свои стихи в заводской многотиражке. Когда кто-то из ростовчан, приехав на Пухляковскую усадьбу, привёз газету с его публикацией, вердикт Анатолия Вениаминовича был коротким: «Гений!».
Позднее Борис частенько бывал в Пухляковском, очень любил сюда приезжать. Калинин продвигал его творчество в центральных журналах, писал вступительные статьи к подборкам стихотворений. После окончания в 1971 году литературного института Примеров осел в Москве. В члены Союза писателей страны был принят в 1986 году. Автор десяти сборников стихов. Написал вступительную статью «Поле Родины» и составил сборник русской поэзии, посвящённой 600-летию Куликовской битвы, поэтически переложил древнерусские литературные памятники «Задонщина», «Слово о погибели земли русской по смерти Великого князя Ярослава». Нарисовал литературные образы известных деятелей культуры С. Лемешева, С. Рахманинова, А. Кольцова, В. Калинина, М. Шолохова, роман «Тихий Дон» которого считала своим первым учебником.
У поэта было много завистников, впрочем, как у любого талантливого человека. Будучи ребёнком войны, он получил контузию, что сказалось на его речи. И это стало одной из причин, из-за которой Примеров не выступал на творческих вечерах в Политехническом музее, куда его звали и Рождественский, и Евтушенко, и Вознесенский, читавшие свои стихи…Эти вечера современники назвали поэтическими фестивалями Хрущевской оттепели 60-х годов ХХ века.
Но с виду нескладный и застенчивый парень был очень музыкален от природы. Поражал и друзей, и специалистов-музыковедов своими познаниями мировой музыкальной классики. Слушая по радио музыкальные программы, мог безошибочно назвать не только само музыкальное произведение, его автора, но и имя дирижера.
Примеровская поэзия – нечто тонкое, высокое и неожиданное! Никому не подражая, он словно вобрал в глубину своего таланта творчество русских писателей: «Здесь, на Руси неповторимой, Здесь на застенчивой земле…» Как писала позднее супруга Примерова, советский и российский поэт, переводчик и драматург Надежда Кондакова: «Гипертрофированное чувство любви к русской литературе, истории и самой родине смешалось в его голове с чувством ответственности за всё происходящее в те годы».
А перестроечные годы были очень противоречивыми. Примеров не принял их, находился в числе защитников российского парламента, перейдя на сторону антиельцинской оппозиции. Поражение переживал очень тяжело. Чёрное для него оставалось чёрным, а белое белым. Что и привело к трагическому концу этого удивительного человека, прозванного Ильёй Глазуновым Икаром.
Их дружба началась во времена, когда Илья Михайлович ещё не был знаменит. Его «Икар» написан именно с Бориса Терентьевича. Впрочем, не только Глазунов восхищался Примеровым. Андрей Тарковский хотел снимать его в роли Рублёва, но тот избегал публичности из-за контузии, полученной в детстве. Ему было комфортно жить в своём мире… До поры до времени. Когда этот мир вдребезги разбился о действительность…
Вечер памяти сложился из воспоминаний Натальи Анатольевны Калининой, хорошо знавшей Бориса Терентьевича, дружившей с ним, стихов, прочитанных сотрудником музея и ведущим мероприятия Юрием Ерыженским, выступления учителя словесности Пухляковской средней школы Натальи Викторовны Сычёвой.
И, конечно, музыки, которая давала поэту требуемый импульс к творчеству и вела по дороге жизни.
Ласточкино гнездо на здании модуля, где расположен литературный отдел Раздорского этнографического музея-заповедника
В июле станица Мечётинская, где с раннего детства долгие годы жила семья поэта, встречает «Поющее лето».
Своё название ежегодный литературный фестиваль, посвящённый Борису Примерову, получил по одной из его стихотворных строк.
Фото автора