Модератор конференции — руководитель аппарата донского парламента д.э.н, профессор Алексей Кобилев рассказал ДЮ о рекомендациях, выработанных по итогам Межрегиональной конференции «Развитие интеграционных процессов в сфере образования с учебными заведениями воссоединенных субъектов РФ»
Участники конференции предлагают:
Российской академии наук (РАН):
- С учетом возможности РАН выступить базой для создания научно-исследовательских центров в новых регионах для межгосударственного сотрудничества в области образования, науки и культуры; стать межрегиональной площадкой для продвижения инновационных технологий и апробации научных проектов, поддержкой при создании научных школ по приоритетным направлениям Стратегии социально-экономического развития новых регионов РФ, инициировать создание коллаборации направлений исследований ученых присоединенных территорий с ведущими научными центрами Российской Федерации и образовательных организаций высшего образования Юга России (в формате Южного отделения РАН) в городе Ростове-на-Дону.
- РАН может выступить инициатором и координатором создания сети объединенных диссертационных советов на Юге России, базой для создания опорных площадок, кванториумов, гуманитарных, сельскохозяйственных, социально-гуманитарных парков, STEАM-кластеров для привлечения квалифицированных научных кадров, профессионального роста молодых исследователей в науке.
- В целях формирования потенциала интеграции интеллектуальных и технологических ресурсов, обеспечивающих комплексный подход к решению задач социально-экономического развития макрорегиона новых территорий на принципах инноваций, интернационализации и стратегического партнерства, обеспечения высокого уровня конкурентоспособности приоритетных отраслей и сфер экономики посредством реализации широкого спектра направлений фундаментальных и прикладных исследований в рамках ведущих отраслей экономики южных регионов России, генерации исследовательских, образовательных, интеллектуальных, технологических и методических ресурсов создать Научный Консорциум «Южный».
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
- Подготовить и направить в возвращенные регионы обновленные инструктивно-методические письма в части разработки и реализации перехода на российские образовательные стандарты: приведение в соответствие программ, учебных планов образовательных организаций высшего образования.
- Для дальнейшей интеграции образовательных систем в новых регионах Российской Федерации усилить оказание методической, информационной и юридической поддержки профессиональным образовательным организациям новых регионов Российской Федерации в соответствии с поступившими запросами.
- Организовать системную работу (семинары, форумы) с образовательными организациями высшего образования по созданию и корректировке программ стратегического развития образовательных учреждений в свете решений Министерства науки и высшего образования РФ на период до 2030 года.
- Ежегодно формировать Государственное задание для всех вузов — членов Ассоциации образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы с использованием исторических и традиционных ценностей российского казачества (на примере обучения студентов «казачьих сотен»).
- Провести работу по созданию рабочих групп руководителей образовательных организаций высшего образования для оперативного взаимодействия, проработки вопросов сотрудничества в образовательной сфере, сетевого взаимодействия и обмена опытом, участия обучающихся, научных и педагогических работников в совместных конференциях, семинарах и иных мероприятиях, в том числе и по вопросам воспитательной работы.
- Проработать вопрос организации стажировок преподавателей образовательных организаций высшего образования воссоединенных субъектов на передовых предприятиях Ростовской области для повышения уровня педагогической компетентности.
- Создать единую учебно-методическую базу высшего образования учебных заведений воссоединенных субъектов Российской Федерации.
- Рассмотреть возможность прохождения учебных практик учащихся образовательных организаций высшего образования новых регионов на предприятиях и организациях Ростовской области.
- Разработать положение об особом порядке отбора образовательных организаций высшего образования в конкурсах «Приоритет 2030» и «Передовые инженерные школы».
Министерству просвещения Российской Федерации:
- Обеспечить участие представителей новых регионов в чемпионатном движении («Чемпионат высоких технологий», «Абилимпикс», «Профессионалы»), а также во Всероссийском конкурсе «Мастер года» путем создания региональных координационных центров чемпионатного движения и площадок для проведения соревнований.
- Поддерживать и развивать сотрудничество между образовательными учреждениями Юга России для обмена опытом и передачи лучших практик в области разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования посредством создания постоянно действующей площадки – Научно-практического форума дополнительного профессионального образования Юга России.
- Рассмотреть возможность организации проведения стажировок для сотрудников управленческого аппарата и педагогических работников в образовательных и научных организациях Юга России продолжительностью от двух недель до месяца с целью изучения опыта работы по соответствующему направлению и профилю преподавательской деятельности.
- Предусмотреть дополнительные меры по интеграции обучающихся учебных заведений СПО воссоединенных регионов Российской Федерации в процедуру независимой оценки квалификации, организации профориентационной работы и предоставлению для обучающихся образовательных учреждений воссоединенных регионов возможности прохождения учебных практик в учреждениях – флагманах профессионального образования Ростовской области.
- Содействовать заключению договоров о сотрудничестве между профессиональными образовательными учреждениями Ростовской области и профессиональными образовательными учреждениями воссоединенных субъектов, нормативному обеспечению учебных заведений воссоединенных субъектов; созданию рабочих групп для разработки стратегий развития
информатизации партнеров, а также апробации технологий электронного
обучения для реализации дополнительных образовательных программ с
применением информационно-телекоммуникационных сетей и элементов
электронного обучения.
Государственной Думе Российской Федерации:
- Рассмотреть на заседании профильных комитетов законодательные меры, направленные на дальнейшее повышение статуса педагогического работника и на снижение бюрократической нагрузки на преподавателей.
- Внести на рассмотрение Комитета по образованию и науки ГД РФ вопрос изменения подхода для выдачи лицензии и аккредитации образовательным организациям высшего образования новых территорий или продление срока временной лицензии и аккредитации.
- Проработать на законодательном уровне нормативный алгоритм выдачи дубликатов документов об образовании выпускникам образовательных организаций, расположенных на территории Донецкой Народной Республики, выданных до 2023 года (периоды УССР, Украины, ДНР).
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
Рассмотреть возможность создания Единой базы трудовых вакансий для обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Например, на период летней практики и каникул.
Министерству здравоохранения Российской Федерации:
- Провести комплекс мероприятий по повышению квалификации преподавательского состава «Луганского государственного медицинского университета имени Святого Луки» с Минздравом России.
- Организовать проведение совместных интеграционных мероприятий «Луганского государственного медицинского университета имени Святого Луки» с Ростовским государственным медицинским университетом.
Органам местного самоуправления муниципальных образований и Общественным палатам Юга России:
- В рамках идеологической воспитательной работы взять под контроль участие образовательных организаций в пилотном проекте по внедрению ставок советников директоров школ.
- Поддерживать и развивать партнерство между бизнес-сообществом, органами публичной власти и образовательными учреждениями для содействия развитию дополнительного профессионального образования на Юге России.
Вузам Юга России:
- Рекомендовать вузам «Деятельностно-целевую методологию обеспечения качества образования и аккредитации образовательных программ среднего и высшего образования», предложенную Донским государственным техническим университетом и одобренную РОСОБРНАДЗОРом.
- С целью повышения качества подготовки кадров организовать совместную работу образовательных организаций высшего образования по формированию единой базы оценочных материалов для различных профессиональных сфер экономики.
- Рекомендовать ввести в штатное расписание образовательных организаций, реализующих программы гражданско-патриотическое воспитания молодежи на основе традиционных ценностей российского казачества, должности казаков-наставников.
- Стимулировать и поддерживать внедрение инновационных методов и форм обучения, а также использование современных технологий при реализации программ дополнительного образования для повышения качества образовательного процесса.
- Регулярно проводить повышение квалификации преподавателей и специалистов в области дополнительного профессионального образования, в т.ч, путем создания центров компетенций, используя опыт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Донского государственного технического университета и Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова и других образовательных организаций высшего образования.
- Поддерживать инициативы по адаптации реализуемых программ дополнительного профессионального образования к потребностям региональных рынков труда и современным требованиям, опираясь на Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «0 национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
- Систематически проводить анализ потребностей региональных рынков труда с целью формирования актуального портфеля образовательных программ дополнительного профессионального образования для опережающей подготовки кадров.
- Разработать актуальные программы дополнительного профессионального образования посредством реализации проекта «Акселератор программ дополнительного профессионального образования».
- Организовать консультации для представителей учебных заведений, расположенных на новых территориях, по практическим вопросам организации деятельности учебных заведений в рамках периодических семинаров, круглых столов.
- Рассмотреть на советах ректоров регионов Юга России вопросы оказания содействия в информационном и методическом взаимодействии между профильными вузами (медицина, педагогика, сферы искусства), а также совместной разработке учебно-методических материалов.
Союзам работодателей, Торгово-промышленным палатам, «ОПОРА России», «Деловая Россия», Агентству стратегических инициатив:
- Поддержать проведение обучающих семинаров в вузах региона с участием основных работодателей – заказчиков выпускников.
- Содействовать разработке комплекса мероприятий, направленных на содействие образовательным организациям на новых территориях в организации производственных, в том числе преддипломных практик на промышленных предприятиях Юга России.
Казачьим обществам Юга России:
- Через систему муниципальных или региональных договоров на оказание услуг установить отдельные квоты на обучение молодых казаков.
- Распространить квоты на Электронный сертификат персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) как способ оплаты образовательных программ для детей от 5 до 17 лет включительно.
- Расширить реестр реализуемых программ по ПФДО, признав недостаточными программы продолжительностью 72 часа на учебный год.