Шолохов и Калинин. Два маститых писателя, для коллеги, два друга. Два земляка, беззаветно любивших свою Родину. Отрывками из их произведений и началась литературно-музыкальная композиция «И это всё о нём», которой отмечали в Ростовском «Шолохов-центре» 120-летие великого певца Донского края Михаила Александровича Шолохова.

Мероприятие инициировал Благотворительный фонд «Имени писателя А. Калинина», который возглавляет дочь писателя Наталья Анатольевна, сама писатель и заведующая литературным отделом Раздорского этнографического музея-заповедника. Она же, обладая богатым фактическим материалом, стала и автором сценария, построила образ Шолохова через призму взаимоотношений двух собратьев по перу: младшего и старшего. А вот реализовать проект Наталье Анатольевне и её команде помогли преподаватели и студенты Ростовского колледжа культуры. В скором времени он будет носить имя Калинина.
Михаил Александрович для юного тринадцатилетнего Толи Калинина, прочитавшего «Тихий Дон» и за 4 дня преодолевшего на подводе со станичниками путь в 300 километров до Вёшек, горя одним желанием, увидеть человека, создавшего этот шедевр, стал путеводной звездой в литературу и профессию. Последовавшее через несколько лет знакомство переросло в многолетнюю крепкую дружбу, ибо базировалась она на уважении, честности, искренности и любви.

Наталья Анатольевна рассказывала собравшимся, что имя Шолохова звучало в доме каждый день. Анатолий Вениаминович любил читать домочадцам разные сцены или описание природы из «Тихого Дона» или «Поднятой целины». Да и супруги Калинины после звонка Михаила Александровича: «Что-то вы давно у нас не были…» частенько собирались в Вёшки. Понятно, что с гостинцами. Корзина винограда – не выращивали тогда ещё на севере Донского края эти солнечные ягоды. Везли всё, чем можно было порадовать: арбузы, дыни, своё вино, которое у Александры Юлиановны получалось чудесным. Она вообще была мастерицей на все руки. И машину обычно водила она, её Шолохов называл ласково: Санька-шофёр! Если вдруг Калинины задерживались, Михаил Александрович спрашивал: «Почему опоздали на 20 минут? Я всю дорогу рассчитал!»
Возвратясь в Пухляковский, Калинин в лицах рассказывал родным о поездке, у него был прекрасный актёрский дар. Он имитировал Шолохова: «Маша, Маша! Приехал Будулай из запретной зоны». Делился многими интересными фактами из жизни Шолохова. В 1922-м году Михаил Александрович отправился в Москву с желанием поступить на рабфак. Но для этого ему нужно было пройти школу рабочего мастерового. Побывал на бирже труда, ему пришлось много кем поработать: и грузчиком, и строителем, и даже мостить Кузнецкий мост.

После ужасной клеветы на Шолохова, Калинин стал писать статьи, в дальнейшем объединённые в книгу «Время Тихого Дона». Тогда Наталья Анатольевна работала в редакции газеты «Известия». Ей хорошо известна эта книга, читала её в гранках, когда та версталась в типографии. Калинина называли «донским Флобером» за чуткое отношение к слову, за скрупулёзную работу над ним. Анатолий Вениаминович часто звонил дочери по телефону с просьбой заменить одно слово другим, более точным. Звонил и своим бывшим фронтовым коллегам – редактору и его заму, которые говорили потом Наталье Анатольевне: «Какой неугомонный твой отец!»
А в редакции газеты «Правда» меж тем лежали отрывки из продолжения Шолоховского романа «Они сражались за Родину». Но главный редактор не мог им дать ходу, хотя он был порядочным человеком. Что-то людям на верху не понравились в романе Шолохова…
Сохранившиеся в архиве книги и телеграммы характеризуют отношения друзей. Из рукописной дарственной на книге Калинина Шолохову: «Михаилу Александровичу Шолохову, который значит для меня так много, что все слова любви и глубочайшего уважения и благодарности становятся такими тусклыми… 3 октября 1967г.»
А вот приветственная телеграмма Шолохова к юбилею Калинину, отправленная в хутор Пухляковский: «Дорогой моему сердцу человек! От сердца поздравляю тебя с днём рождения, одновременно грущу, что для тебя уже начался скучный спуск с ярмарки, где было и весело, и трудно, и достаточно шумно! Твой Михаил Шолохов».
Известие о смерти Шолохова в феврале 1984 года привело Анатолия Вениаминовича в огромное смятение. Калинин и раньше писал стихи, но в состоянии душевной растерянности и боли стали рождаться поэтические строки особого звучания: «Заоблачных лампад струится вечный свет/ Над Доном листопад, а Шолохова нет…»



Так появится со временем «Реквием» – двадцать одно посвящение великому писателю и другу. Одиннадцать прозвучали на мероприятии, став составной частью сценария. Их исполнили студенты колледжа культуры. Семь стихотворений положил на музыку композитор Анатолий Муттер, он же вице-президент Благотворительного фонда «Имени писателя А. Калинина», партию фортепиано исполнил композитор Александр Гоптарёв, начинавший свою музыкальную карьеру в Новочеркасске. Нежные и проникновенные строки, когда музыка и содержание сливаются в единую мощную лавину, проникали в глубины души. Став романсами, они своей пронзительностью показали, насколько велики были калининская скорбь и горе: «Никто ушедших не заменит…». Все находящиеся в зале эту потерю ощутили.

Калинин писал: «Соловья, поющего за Доном
С буйною отвагой на опушке,
Заглушить хотят надсадным звоном
Из болота дальнего лягушки…»
Так и надрываются на части.
Но, скажите, разве можно гения
Заглушить пустопорожним пением?»
Нет, нельзя… Книги Шолохова продолжают жить среди нас. Они удивляют красотой слога, яркостью образов, глубиной мысли. Они по-прежнему – источник вдохновения для многих людей.
Фото автора, Григория Хомутова.