Сейчас трудно представить, что этого мероприятия могло не случиться… Его проведение долго было под большим вопросом… Хотя ещё в сентябре месяце, начиная новый учебный год в школе, её директор Валентина Петровна Егельская считала, что VI областной пленэр непременно состоится. Это – традиция, да и об пленэре спрашивали звонившие из разных учреждений региона директора и преподаватели, чьи дети регулярно участвуют в мероприятиях новочеркасской ДХШ… Что надо делать с возникающими непредвиденными ситуациями? Правильно – решать. Именно этим и занялись Валентина Петровна Егельская и возглавляемый ею коллектив.

За 14 лет руководства В. Егельской учреждение зарекомендовало себя славными делами и яркими проектами, вошло в число лидеров образовательного кластера Дона. Связка «школа-колледж-вуз», вернулась в образовательный процесс, приобрела нужное во времени звучание и способствует решению важных учебных задач. Более того, эта цепочка, увеличилась благодаря включившемуся в алгоритм совместных действий Ростовскому отделению Союза художников страны. И преимущества такой гибкой структуры, позволяющей учреждениям допобразования быть в курсе последних тенденций и внедрять новые методики и технологии в образовательный процесс, незамедлительно обозначились.
Девять лет назад ДХШ им.Н.Н. Дубовского присвоили статус «Ресурсно-методического центра Образовательного кластера Южного федерального округа, она стала одной из стартовых площадок по проведению Южно-российской межрегиональной олимпиады школьников «Архитектура и искусство» (ЮРМОШ) ЮФУ. В 2014 и 2017 годах Международная академия качества и маркетинга признавала новочеркасскую школу лауреатом конкурса «100 лучших школ России», отметив заслуги и его руководителя – заслуженного работника культуры РФ Валентины Егельской почётным знаком «Директор года».
А заслуженные работники культуры перед возникшими финансовыми и иными трудностями не отступают. Жаль, конечно, что не получилось организовать очередной пленэр на улицах города, но есть и другие варианты работы с учащимися. Так родился очный конкурс «В мире натюрморта», к проведению которого подключились деловые партнёры – художественное училище им.М. Грекова, детская архитектурно-художественная школа Академии архитектуры и искусства ЮФУ и региональные отделения Союза художников России и Международного Союза педагогов-художников.

Стабильность желания участвующих в мероприятиях, проводимых ДХШ, радует. Шахты, Новохаштинск, Красный Сулин, Аксай, Азов, Батайск, Белая Калитва, посёлок Рассвет, станица Романовская; к Матвеево-Курганским и Егорлыкским школам присоединились в этом году и Багаевские учреждения. Если говорить языком цифр, то в Новочеркасск приехали 118 учеников из 17 школ искусств, художественных школ и художественных студий региона. Сказать, что это было сделать просто и педагогам и учащимся, значит, покривить душой. Дети, обучающие в учреждениях дополнительного образования, давно уже рассчитывают только на родительский кошелёк. А вложения в него в каждой семье разное. И глубокое уважение тем родителям, которые, в чём-то отказывая себе, понимают важность приобщениям своих детей к культуре.

Однако у медали имеется и другая сторона: взять на себя все организационные моменты по проведению конкурса или пленэра. Как провести на высоком уровне областное восьмичасовое мероприятие, приняв более ста подростков и их учителей, обеспечив всем необходимым. Чтобы всё прошло без сучка без задоринки – это под силу только профессионалам и только очень отважным и любящим своё дело людям!
«Когда мероприятий художественной направленности в масштабах области становится меньше или совсем нет, как, например, у юных художников, – делится наболевшим Валентина Петровна, – в отличие от музыкантов, танцоров, хореографов, вокалистов, имеющих свои областные фестивали, тогда и начинаешь думать, а чем хуже наши дети? Эту нишу надо заполнять. Вот и стараешься в один день втиснуть максимальное количество нужной и полезной информации и для самих учеников, и для их педагогов. Дети-художники приезжают на конкурс не с готовыми номерами или программой, они вообще ничего не готовят, как участники других конкурсов. Задание получают непосредственно на месте, сами составляют на листе композицию, сами выбирают технику письма и в течение трёх с небольшим часов выдают всё то, чему их научили в школе. Да, педагог здесь же, рядом, но он всё больше для придания уверенности своему подопечному».

Программа однодневного конкурса «В мире натюрморта» была очень насыщенной. Для участников подготовили 13 локаций с разными композициями. Школа учит многому. И умению самоорганизовываться в том числе. Поэтому конкурсанты без спешки, в отведённое для этого время, заняли места и приступили к делу. А ведь рассадить комфортно более ста человек – совсем не простое занятие.
Каждый раз испытываю огромное удовольствие, наблюдая за творящими детьми. Такие все разные в стремлении не стать похожими на других и в то же время очень похожие друг на друга: старшеклассники и недавно вступившие на обучающую стезю художника, искрящиеся радостью от предстоящего дела и уже сосредоточившиеся на задании. И какие у всех чудесные глаза: умные и наблюдательные!
Предметы, из которых были составлены натюрморты, могли иметь символическое или аллегорическое значение – как решит сам пишущий. Оставался за каждым и выбор техники – графика или живопись. Небольшое напряжение от дум в детских головках выдавали мимика лица, ладошка, лёгшая на лоб, сошедшиеся на переносице бровки, это – подготовительный этап к решающему шагу – принятию решения и действиям. Все эти часы, отведённые на конкурсное задание, не были спешными. Ребята могли встать, походить по школе, посмотреть, как работают другие, обсудить что-то с педагогом, спуститься на первый этаж к кулеру с горячей и холодной водой, сделать себе чай или кофе, купить булочку или пирожок, подкрепившись и немного отдохнув, вернуться к работе.

Здесь же, внизу, расположилась и небольшая ярмарка продукции образовательного проекта «Гамма» – постоянного партнёра всех мероприятий школы. На подведении итогов конкурсантов ожидали призы от фирмы. Сейчас же юные и взрослые художники среди обилия красок и карандашей, пастелей и акрила, картона и бумаги, туши и кисточек могли рассмотреть, попробовать и подобрать для себя необходимое и искомое.
Пока конкурсный процесс неспешно шёл среди детей, их наставники приняли участие в семинаре. Его провели преподаватель профессиональных дисциплин РХУ им. М.Грекова Валерий Вячеславович Величкевич, член Союза художников России, Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, руководитель Творческой группы «Мастерская военных художников города Ростова-на-Дону», он же и председатель конкурса, и ответственный секретарь детской архитектурно-художественной школы Академии архитектуры и искусства ЮФУ Анна Романовна Курдинова. Они рассказали о нюансах работы с одарёнными детьми, указали площадку «ЮРМОШ» и сайты грантов для участия в них детей, остановились на моментах, которые помогут ребятам решить вопросы поступления в учебные заведения художественной направленности, ответили на вопросы педагогов.

Когда конкурсные работы были сданы и члены жюри отправились их оценивать, председатель Ростовского отделения Союза художников России Олег Валентинович Игнатов открыл выставку акварелей представителей регионального отделения союза. Значительная часть выставленных произведений принадлежит кисти самого Игнатова – в этом нет ничего удивительного, акварель – конёк профессора ЮФУ и заслуженного художника России. Олег Валентинович провёл своеобразный мастер-класс для учеников и педагогов. Как руководитель областной организации, в постперестроечные времена первой в стране возродившей молодёжную секцию, он подчеркнул свою корыстную заинтересованность в подобных мероприятиях. По душе ему, чтобы и впредь это творческое объединение оставалось самым большим и самым активным в стране: «Связка «художественная школа-Грековское училище-ЮФУ» должна включать и «члена Союза художников России». А дальше – на усмотрение каждого: заслуженный-народный-академик… Кадры по-прежнему решают многое».
Школа учит ребёнка другому восприятию мира. Многие ребята очень рады, что вступили на эту дорогу. Кое-кто из конкурсантов уже не просто знает, что будет поступать в Грековское художественное училище, но и видит в дальнейшем себя педагогом своей школы. На выбор профессии влияет и авторитет учителя. И тут важно помочь ребёнку, чтобы у него не было упрощённого восприятия будущего дела. Любая профессия – это, прежде всего, знания и огромный труд.

Вот модная сейчас у молодёжи тенденция – стать дизайнером. Об этом мы беседуем с преподавателем нашей школы Маргаритой Эдуардовной Сидениной. За её плечами – Грековское училище со специальностью «художник-модельер современного сценического костюма» и многолетний производственный опыт. «Когда ребёнок говорит, что хочет стать дизайнером, он не осознаёт, что это – художник, работающий в промышленности и знающий технологию производства. Если коротко, это эскизы, самостоятельно разработанные, которые надо воплотить в жизнь. Дизайнер – это правки, художественный совет, отстаивание своей точки зрения, зачастую, и переделка эскизов. Это – большой и ежедневный труд, а не эфемерные картинки из интернета, которые всегда можно проверить на авторство. Программа в компьютере – только инструмент. В школе важно научиться работать головой, руками и кисточкой». Не поспоришь!
Определиться с будущим выбором постоянно помогает участникам мероприятий преподаватель профдисциплин Грековского училища Валерий Величкевич. Он много рассказывает о своём учебном заведении и его возможностях, отвечает на вопросы. Возглавляя жюри, старается подойти как можно к большему числу ребят. Задание все видят по-разному и по-разному изображают. Хотя Валерий Вячеславович преподаватель с многолетним стажем, однако волнуется не меньше молодых художников, понимает, что поддержка взрослого им очень важна. После того, как он поговорит с ребёнком или постоит рядом с ним, у ребят выражение лица меняется и плечи распрямляются.

Бесспорно, для всех конкурсантов важен итог: как сработали? Результаты ожидали с нетерпением! Волнение утихло, когда начали звучать фанфары. На протяжении нескольких лет в положения о конкурсах школы на основании опыта работы конкурсной комиссии вносились корректировки. Например, замечание, что рука преподавателя не должна присутствовать на детском рисунке. Или решение не делить лауреатов на степени, а вручать диплом «Победителя». А к своему специальному диплому жюри, пришло, выявив существующую тенденцию: есть работы по уровню выполнения выше «Победителя», но ниже «Гран-при».

Награждали лауреатов председатель жюри конкурса Валерий Величкевич и председатель ГКХ Константин Сиденин. В итоге 43 конкурсанта из 118 стали «Победителями». Двум шахтинкам – десятилетней Варваре Капле (преп. Е.К. Климанова) и четырнадцатилетней Марии Иваненко (преп. А.Ю. Басова) и представительнице новочеркаской школы «Лира-Альянс» одиннадцатилетней Ксении Мовчан (преп. А.С. Дудинова) вручены специальные призы.

Одно Гран-при уехало в Шахты, другое осталось в Новочеркасске. Их обладательницами стали: в номинации «живопись» – Ксения Данилюк (пред. А.А. Смолякова), в номинации «графика» – София Кафтанатий (пред. Э.Н. Череватенко).
Официально праздник завершён. Но многоголосый гомон не стихает. Ребята что-то громко обсуждают, спешат сфотографироваться с друзьями, с членами жюри, с родителями, приехавшими или пришедшими их поддержать. А как они сами конкурс оценивают?

Елизавета Колесникова, Красносулинская ДШИ №1 (диплом «Победителя»): «Я второй раз приезжаю в Новочеркасск. Мне нравится всё – и то, как мы работали, и то, как нас учат педагоги сосредотачиваться на задании, вникая в него. И взрослая выставка восхитила. В работах столько необычных композиций, что есть над чём задуматься. Учёба продолжается».
Анастасия Гуревнина, Батайская ДХШ: «Важны такие конкурсы. Мы на них можем видеть работы взрослых художников. В школе нас учат академическому письму. А здесь предстаёт искусство с разных сторон. И мы понимаем, что разный смысл можно выражать по-разному. Это помогает нам раскрывать свой творческий потенциал. Я, например, не писала в декоративном стиле, но увидела на выставке работы и они меня вдохновили. Буду пробовать».
Да и преподаватели А.Ю. Басова, В.В. Лукьянов, Н.В. Зуева, Д.С. Бурлакова, А. А.Трофимова, А.С. Дудинова, Е.В. Сухомлинова, И.В. Хохлова, Г.Ф. Долматова и другие, ежегодно собирающиеся в казачьей столице, высоко оценивают мероприятие новочеркасских коллег. Они считают, что коллектив ДХШ им. Н.Н. Дубовского сработал на крепкую пятёрку! Справедливо считают! Поэтому заслуженно назову и три фамилии заместителей Валентины Петровны: заведующей по учебно-воспитательной работе Анны Викторовны Зориной, заместителя по организационно-массовой работе Татьяны Васильевны Купцовой и заместителя по административно-хозяйственной работе Елены Львовны Никитиной. Каждый на своём месте сделал всё, чтобы выполнение заданного алгоритма проводимого конкурса был чётким и слаженным.




Закрывая областное мероприятие, В.П. Егельская поблагодарила всех его участников. Результат конкурса – это коллективные усилия педагога и ученика. Человека, беззаветно преданного своей профессии и стремящегося отдать как можно больше знаний и привить у наставляемого любовь к делу, которому служишь. И младшего по возрасту, который впитывает как губка всё, что даёт учитель, и учится смотреть на мир глазами созидателя и творца!
Послесловие. Выставки детских и взрослых работ «В мире натюрморта» можно посмотреть в ДХШ им. Н.Н. Дубовского до 3 декабря.
Фото автора, Анны Зориной.

