Каков алгоритм взаимодействие структур всех ветвей власти с соотечественниками, проживающими за рубежом? Каковы долгосрочные проекты помощи соотечественникам? Эти и другие вопросы обсудили в Калининграде депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в рамках парламентских слушаний «Положение соотечественников за рубежом: совершенствование механизмов защиты прав и законных интересов».
ДЮ обратился за разъяснением к одному из участников, выступавших на парламентских слушаниях, председателю Комитета Общероссийского конгресса муниципальных образований по муниципально-частному партнерству Алексею Кобилеву. Приводим представленные им развернутые комментарии
Развитие активной государственной политики обеспечения занятости является основным инструментом интеграции соотечественников в российское общество. Структурная инклюзия репатриантов в принимающее общество должна обеспечивать, помимо духовной и культурной интеграции, также экономическую вовлеченность, это обязательный элемент, который сейчас, к сожалению, используется не в полной мере.
У нашей страны есть уникальный позитивный исторический опыт в этом направлении, к которому грех не общаться: в декабре 1762 года Екатериной II был подписан манифест «О позволении иностранцам селиться в России свободном возвращении русских людей, бежавших за границу», результатом которого явилось возмещение репатриантам путевых расходов, освобождение их от налогов и тягостей на определенный срок, а также беспроцентные ссуды на строительство и закупку продовольствия.
В настоящий момент в нашей стране давно функционирует государственная программа по переселению. При этом инструментов, предполагающих экономическую и финансовую интеграцию в ней откровенно крайне мало.
По статистике лица с миграционным опытом являются более энергичными, креативными и предприимчивыми представителями общества и сегодня нам следует открыто говорить о необходимости принятия ярких мер по стимулированию роста качества человеческого капитала, выраженных необходимостью корректировки условий добровольного переселения востребованных предпринимателей и инвесторов на основе анализа их предпочтений и ожиданий, анализа потребностей регионов, а также поддержка организаций, привлекающих таких лиц.
Если говорить о вовлечении проживающих за рубежом соотечественников в экономику России, можно сказать и о возможности их вовлечения в проекты с определенным объемом государственных или муниципальных гарантий, к которым в первую очередь можно отнести проекты государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Такие проекты, как правило, связаны с созданием инфраструктуры, например, дорог, иных транспортных объектов, больниц, детских садов, школ, иных общественно-значимых объектов, в связи с чем их окупаемость часто в той или иной степени гарантируется Российской Федерацией, регионом или муниципалитетом.
Понятно, что проживающий за рубежом человек вряд ли сможет выступить полноценным оператором проекта, который построит или будет эксплуатировать инфраструктуру, но вот выступить финансовым инвестором, например, купив облигации или осуществив прямые финансовые вложения в проект, вполне может. Рост объема таких инвестиций будет способствовать как привлечению дополнительных средств в экономику Российской Федерации, так и развитию объектов инфраструктуры на ее территории.
Поэтому важно работать как над обеспечением возможности для осуществления таких инвестиций (в том числе через увеличение количества проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, развитие рынка прямых инвестиций и облигационных займов под такие проекты), так и над доступностью информации (в том числе, об объеме гарантий, которые предоставляют публичные власти под каждый конкретный проект) для потенциальных инвесторов, включая соотечественников, проживающих за рубежом.
В этой связи нами предлагается повысить информированность соотечественников о их возможностях на территории РФ в сфере бизнеса, предпринимательской и инвестиционной деятельности. Было бы логично дополнить государственную программу переселения о конкретных, интересующих регионы и муниципальные образования, бизнес-проектах. (…..теплосети парки…)При этом интересные для переселенцев и регионов бизнес-проекты можно реализовать при помощи механизмов ГЧП и МЧП. В этом случае законодателями, а также перед экспертным сообществом стоит важная задача сформировать выгодные условия для обоих партнеров. Под этими условиями понимаются финансовые инструменты и гарантии, эффективное обеспечение инновационных проектов.
Для всего этого предлагается рассмотреть вопрос создания организации в форме АНО с участием федеральных структур, которая будет агрегировать и консультационно сопровождать такие инвестпроекты. Возможно создание информационного портала с конкретными предложениями.
Стоит заметить, что во время правления Екатерины II-й одним из центральных государственных учреждений в Российской империи была канцелярия «опекунства иностранных». Возглавлялась она президентом графом Григорием Орловым. В Саратове позднее было открыто отделение канцелярии — Саратовская контора иностранных поселенцев.
Это говорит о том, что из своей истории нужно брать лучшее, опробованное на практике и трансформировать исторический опыт на сегодняшний день.
Наше законодательство требует существенной модернизации. Об этом уже много было сказано, однако хочу сделать отдельный акцент на главных препятствиях для потенциальных соотечественников-предпринимателей и инвесторов.
Первый принципиальный момент для репатриантов – это таможенные льготы. Если соотечественник уже построил бизнес за рубежом и имеет определенный капитал, выраженный в финансовых накоплениях или материальных активах, он фактически связан по рукам и ногам не только санкционной политикой зарубежных стран, но и действующим таможенным законодательством.
Во-вторых, даже если соотечественник не собирается приезжать к нам, но любит Родину и хочет в нее вкладывать свои личные средства, он едва может сделать это опосредованным образом в свете того, что в настоящий момент инвестиции соотечественников в российскую экономику фактически приравниваются к иностранным инвестициям, что означает, что любое юридическое или физическое лицо, которое получило эти инвестиции, равно как и любой аффилированный с ними проект, автоматически будет признан иностранным агентом по действующему законодательству. Однако ведь не все инвестиции и пожертвования поголовно носят негативный характер.
«Законодательство в этих принципиально важных вопросах у нас пока несовершенно, но мы с Вами обязаны понимать, насколько критически важно отладить данные механизмы. Обратить внимание на экономические возможности, которые предоставляет репатриация для развития страны, перейти на новый уровень сотрудничества с соотечественниками и стать экономическим координатором жизни общин соотечественников за рубежом», — отметил в своем докладе на Парламентских слушаниях Алексей Кобилев, предложив для решения вопроса создание рабочей группы с участием всех заинтересованных ведомств.
По результатам состоявшихся парламентских слушаний его участниками принят проект рекомендаций, направленный на совершенствование системы взаимодействия Беларуси и России с соотечественниками, проживающими за рубежом, оказания им помощи в защите своих прав и интересов, а также содействия возвращению на историческую родину.