«Я большой общественник и всегда думаю, чтобы мне сделать хорошего в том уголке Родины, где я рос и учился, чтобы то место, где я жил и трудился, было свято и не вырос после меня кабак». Так проникновенно и очень актуально по нынешним временам, написал в своей автобиографии Иван Иванович Крылов. Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения известного живописца
Эти слова не были красивой фразой… Вся жизнь художника подтверждает его кредо. Крылов любил свою малую Родину и тяга к родным местам была очень сильной. Вернувшись из Москвы на Дон, в 1897 году он и его супруга Елизавета Ивановна впервые в жизни становятся обладателями собственного жилья. Они покупают домик на окраине Новочеркасска. Ранее жилище принадлежало священнику Троицкому, имело большую усадьбу с садом и виноградником в 600 сажень. Это место имело ещё одно огромное достоинство: за Константино-Еленинской церковью открывался прекрасный вид на пойму реки Тулов, на лазоревую степь, которая станет главным действующим героев его работ…
Именно этому домику, завещанному городу вместе со всеми работами, суждено будет стать одной из достопримечательностей донского края. В 1979 году он получит статус мемориального Дома-музея и вольётся структурным подразделением в музей истории донского казачества.
После столичной жизнь на периферии, хотя и в главном городе казаков, не кажется Ивану Ивановичу скучной. Он по-прежнему участвует в московских и питерских выставках и в выставках Общества донских художников, созданного в 1891 году при содействии Н.Н.Дубовского, поддерживает отношения со своими коллегами, ведёт насыщенную творческую жизнь, выезжает на пленэры, в том числе и за пределы донского края.
Организует передвижные выставки по Дону и Кавминводам. По крыловскому эскизу «Орёл со змеёй» изготавливается скульптурная экспозиция, украсившая парк в Пятигорске и ставшая визитной карточкой города. Большим успехом пользуются театральные декорации Крылова, украсившие подмостки театров в Пятигорске, Железноводске, Минеральных водах, Тихорецке, Нахичевани, Новочеркасске.
И главное — пытается создать в городе специальное учебное заведение, жертвуя на проектирование промышленно-художественной школы свои средства. Решение вопроса зависает, а Иван Иванович, стремясь быть полезным, открывает в Гостином дворе (в несохранившемся крыле) собственную рисовальную школу. Её патронирует и финансирует Санкт-Петербургская Академия художеств, выпускником которой он являлся. Когда наконец в 1914 году Войсковое правление находит возможность открытия школы и даже определяет место её нахождения, начавшаяся Первая мировая война разрушает все эти планы. Крылов выезжает на фронт по распоряжению Войскового правления, делает зарисовки казаков-героев сражений. В своё время восемь портретов находились в Атаманском дворце, а вот о их дальнейшей судьбе, увы, ничего неизвестно…
Побывав на фронте, Иван Иванович становится попечителем семей военнослужащих. Обходит посписочно дворы, выясняя, в чём нуждаются семьи фронтовиков, затем просит за них у войскового начальства. Как гласный и мировой судья знает многие городские проблемы и сообщает о них наказному атаману. Записные книжки Крылова говорят нам о том, что он имел характер бойца, был очень принципиальным человеком.
Много лет Иван Иванович преподаёт в Донском политехническом институте черчение и рисование, создаёт кабинет рисования, оборудованный всеми необходимыми материалами, тоже, к сожалению, не сохранившийся. Является попечителем городской газеты «Донская речь», членом ряда благотворительных организаций. Словом, ведёт себя как неравнодушный и любящий свой город гражданин.
Деятельность художника принесла ему известность и заслуженный авторитет среди горожан. В память о нём останется и работа «Художник И.И. Крылов — певец донской степи», появившаяся в 2006 году усилиями искусствоведа заслуженного работника культуры России Владимира Ивановича Кулишова и бывшей тогда заведующей мемориальным Домом-музеем Елены Александровны Григоренко. Пример того, как своим трудом и устремлённостью к мечте, маленький мальчик, родившийся в бедной казачьей семье, становится известным живописцем и благотворителем…
А ещё дом на перекрёстке Сенной и Городовой, ныне Крылова, 33/92, был культурной меккой Новочеркасска. Гостеприимство хозяев не знало границ! Кто только не собирался тут по пятницам, которые вылились в прекрасную традицию «крыловских пятниц».
Художники Николай Дубовской и Митрофан Греков, которые могли составить прекрасный дуэт, музицируя на балалайке и мандолине, Николай Тусов и Яков Коротченко, писатели Константин Тренёв и Александр Куприн, в советские времена Анатолий Калинин, певец Леонид Собинов, музыканты Михаил Эрденко и Константин Думчев, даже известный бас Федор Шаляпин…
Если на улице стояла тёплая погода, Елизавета Ивановна открывала окна, под которыми собирались местные жители, чтобы послушать пение и музыку. К тому же супруга Крылова, рождённая в богатой петербургской семье, не только получила очень хорошее образование, но ещё и окончила Бестужевские медицинские курсы. В дом Крыловых тропа не зарастала, поскольку обращение к докторам стоило немало, а Елизавета Ивановна ни у кого за помощь денег не брала.
Тридцать девять лет — столько Крылов прожил в Новочеркасске. Так много он успел до своего ухода в 1936 году.
К 160-летию художника сотрудниками мемориального Дома-музея сформирована выставка, открывшаяся вчера в малом зале. Экспозиция «В краю лазоревых степей» включает в себя 25 работ из донского цикла. Нынешняя заведующая Домом-музеем Наталья Курбанова с восхищением говорит о Крылове! Кроме картин в двух витринах разместили акварели живописца, его фотографии, каталоги выставок, документы. Пройдя по залу, можно долго стоять у любой из работ и просто наслаждаться и мастерством мэтра, и красотой донского края.
Небольшая «крыловская пятница», приуроченная к юбилейной дате и прошедшая в домике художника, получилась камерной, в традициях семьи Крылова, с чаем из самовара и вкусностями, которыми так любила потчевать гостей Елизавета Ивановна. Друзья музея вспоминали Ивана Ивановича. Звучали песни под гитару и стихи в исполнении Алексея Бурцева, Ирины Мясниковой, Руслана Шмакова.
Женета Гридасова
Фото Константина Сиденина