Такое могучее словосочетание названия конкурса, посвящённого 80-летней дате со дня завершения Великой Отечественной войны, дало мощнейший импульс его развитию, ходу и итогам. На протяжении девяти часов в его творческом котле кипели такие страсти, выплёскивались такие эмоции…

К конкурсу готовы!

В казачью столицу съехались делегаты 18 учреждений дополнительного образования детей Донского края из Таганрога, Шахт, Новошахтинска, Азова, Аксая, Каменска, Красного Сулина, посёлка Рассвет, Семикаракорского, Егорлыкского и Волгодонского районов, Алчевска и Донецка из Народных республик – Луганской и Донецкой. Новочеркасск представляли хозяева – ДХШ им. Дубовского и две школы искусств мкр. Молодёжного и «Лира-Альянс» мкр. Октябрьского.

Разноголосый и неумолкаемый ребячий гомон наполнил помещения художки. Сколько радости и ликования звучало в словах юных новошахтинок Насти Лободы и Даши Ковалевой: «Мы любим ваш город, вашу школу и любим сюда приезжать!» Накал кипящих эмоций и страстей сотни собранных в одном месте ребятишек можно было сравнить разве что с вулканом!

В  очередной раз  педагогический коллектив учреждения собрал на важное мероприятие патриотического направления по изобразительному искусству юных художников и их преподавателей. Роль таких конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как каждый ребёнок получает возможность показать  участием и работой своё отношение к минувшим знаковым событиям в истории Родины и событиям нынешним.

Виктор Лукьянов, Сергей Морозов, Валерий Величкевич.

Самому юному участнику Елизару Кузнецову из Донецка 9 лет, самым взрослым – выпускникам ДХШ, семнадцать. В творческое соревнование вступили юные делегаты, у которых ни дедушек, ни прадедушек-участников Великой Отечественной – свидетелей тех исторических событий  нет; зато немало подростков, у которых отцы на СВО.

Как помочь ребёнку раскрыть художественный образ  событий Великой  Отечественной войны», о которых он может знать только понаслышке:  из книжных источников или художественных фильмов, современных авторов, не нюхавших пороху даже службой в армии? Со СВО немного иначе: сопричастность нашему времени, информация о спецоперации и в газетах, и в сетях, и в пересказах. И тоже разноречивая. Жюри любого конкурса всегда отдаёт предпочтение работам с нестандартной идеей, творчески оригинально выраженным, с большим  эмоциональным  воздействием.

Данные вопросы педколлектив решил успешно. После приветственного слова председателя жюри конкурса «Война. Победа. Память» преподавателя профессиональных дисциплин  РХУ им. М.Б.Грекова, члена Союза художников России и руководителя Ростовской творческой группы «Мастерская военных художников»  Валерия Величкевича конкурс начался с вводной части: ребята прослушали попурри песен военных лет в исполнении российских певцов, посмотрели небольшие ролики из кинофильмов «золотого фонда» СССР.

Работа идёт

Жюри в работе

«Великолепная идея! – восхищалась преподаватель ДШИ посёлка «Рассвет» Галина Долматова  – Песни на стихи поэтов, прошедших дорогами войны, дали детям такую эмоциональную встряску!

 

Они вошли в представляемые ими конкурсные ситуативные картинки».

И этот заряд энергии, «доставший» внуков и правнуков  через восемь десятилетий от  тех грозных событий, позволил им четыре часа, отведённые на конкурсную программу,  творить чудеса!  Лавируя между плотно стоящими мольбертами, я  чувствовала, как детки, находящиеся в классах,  аккумулировали творческую энергию, собирая её в мощный энергетический шар, и она, эта энергия,  словно Светило,  согревала их своим теплом, давала силы и радость созидания. Я видела, как упорно работает мысль  в детских головках по сдвинутым надбровным складочкам, как одно лёгкое, едва заметное, движение кисти меняло изображение на листе и меняло выражение лица.

Сколько родилось прекрасных этюдов, портретов, зарисовок! Их можно увидеть и порадоваться – выставка разместилась в фойе школы на Баклановском, 79. Как же хороши наши дети, когда они созидают!

На конкурсное задание отводилось четыре часа. Ребята свободно выходили из кабинетов, общались с  преподавателями, которые могли подойти к ним и подсказать в выборе тонального или цветового решения, композиционной идеи.

Соревновательная атмосфера была мягкой, ненавязчивой, за участником оставалось право выбора, самостоятельного решения поставленной задачи. «Этим и хороши конкурсы, – делится преподаватель Шахтинской  ДШИ СП ЦИ им. В.А. Серова Анна Басова, – что дают возможность ученикам самовыражаться. Мы приезжаем в Новочеркасск каждый год, участвуем практически во всех конкурсах и пленэрах. Я нахожу для себя немало нового, дети радуются поездкам, особенно победным».

Мастер-класс от Константина Сиденина.

«Это огромный труд – организовать такое мероприятие. Новочеркасск лидирует в этом вопросе», – заводит разговор член жюри и директор Азовский ДХШ им. И.Крылова Сергей Миронов.  Пока конкурсанты справляются со своим заданием, небольшой коллектив преподавателей чаевничает в свободной аудитории. Для многих из них –  непривычное состояние соглядатаев. Но такие мероприятия важны для педагогов ещё и тем, что появляется повод поговорить с коллегами  о делах, о планах, о задачах, узнать что-то новенькое, делиться своим опытом. И проблемы-то у всех общие, пожинаем плоды революционных преобразований 90-х. Да и чтобы развиваться, нужны вложения,  финансы. Заинтересованность спонсоров падает из-за того, что предполагаемая отдача их не всегда устраивает, они её видят в ином эквиваленте. Число талантливых детей растёт, но не всякая семья потянет весь дорогостоящий груз художественного образования. Меняются и учебные программы. Без выездов же на пленэры и обучающиеся мероприятия образование не будет полноценным.

«Гамма» предлагает для творчества много интересного.

Очень огорчают и некоторые решения Минобразования страны. Например, жаловались преподаватели, ребёнок является  яркой творческой личностью, он гуманитарий, не дружит с точными науками, не все знания из них понадобятся ему в будущем. Из-за удовлетворительных оценок по ним, попросту трояков,  будущий студент  не имеет права поступать на бюджетное обучение в вузы. Как решить такую дилемму?

Мощным откровением, на фоне которого померкли некоторые наши проблемы, стало общение с небольшой делегацией из ДХШ Донецка. В заочных конкурсах школа участвовала, эта поездка на очное мероприятие стала первой, пробной. Поэтому в неё взяли лишь двух учеников, всё же шесть часов езды с двумя пересадками. Десять лет военных действий на Донбассе с соответствующими последствиями, разбитыми домами и дорогами, отсутствием воды, крова, необходимого, гибелью родных и близких – такова их реальность. Учебный процесс был на многолетней удалёнке, лишь год как дети стали ходить в школу. Педагоги подметили такую особенность: ученики говорят, не переставая… Они хотят общаться со сверстниками, они в любом удобном случае  разговаривают друг с другом.

Такие поездки для донецкой детворы будут в радость! Хотя кто-то нам пытается доказать, что это круто – жить и работать дистанционно… Будем верить, что скоро СВО завершится и страна вернётся к своей мирной и созидательной жизни.

Солдатская каша

«Каша приехала!» – громкий хор детских голосов позвал на первый этаж. Здесь разместилась выставка фирмы «Гамма». В минувшем году она стала партнёром образовательных проектов школы. И отстрелявшиеся конкурсанты сразу поспешали сюда, в это яркое многообразие, чтобы поэкспериментировать с красками, кистями, выбрать себе  разные прибамбасики для занятий. Традиционно каждый победитель получит от «Гаммы» небольшой набор с необходимыми материалами для творчества.

А на улице развернулась мини-кухня, благодаря одной из воинских частей города. Доблестные в бою и в быту воины  открывают контейнеры и аромат гречневой каши, сдобренной тушёнкой, собирает вокруг них целый хоровод проголодавших детей и их педагогов. Получив свою порцию, ребятишки, маленько подуставшие на конкурсе, рассаживаются на парапеты у школы и с аппетитом уплетают вкусняшку! Силы ещё нужны!

Пока они отдыхают, для членов жюри наступает нелёгкое время: подведение итогов. Как хочется наградить всех участников! Но конкурс – это часть учебного процесса и ребёнок демонстрирует свои результаты и результаты работы педагога. И к тому же члены жюри могут действовать только в рамках положения о конкурсе. Этот предусматривал победителей (без ступенчатой номинации) и гран-при. Но за жюри всегда остаётся право наградить своими специальными призами особо отличившихся детей, тех, которым номинация «победителя» уже мала, но номинация «Гран-при» ещё велика. И мы не жалеем для деток наград и в этот раз!

Учащаяся Новочеркасской ДХШ София Кафтанатий стала стипендиаткой губернатора Ростовской области

Таких отличий удостоены пятнадцатилетний Владислав Полоусов и четырнадцатилетняя Екатерина Панфилова  (преп. А.В. Виниченко) из Азовской ДХШ имени И.И. Крылова, две ученицы преподавателя Е.А. Кудрявцевой из таганрогской ДХШ им. С.И. Блонской – двенадцатилетняя Мария Безрида и тринадцатилетняя София Зеликова;

День рождения новошахтинки Насти Лободы совпал с началом конкурса.

Спецпризами отмечены и тринадцатилетние  Ксения Ивлева (преп. Е.В. Сухомлинова) из аксайской ДШИ и Анна Извекова (преп. А.Г. Михайлова)  из ДШИ им. Я. Д. Минченкова Каменск-Шахтинского, две представительницы ДХШ им. Н.Н. Дубовского Анастасия Чаусова (преп. Е.Т. Мамонов) и Юлиана Аджиева (преп. Н.А. Круцких).

Самые высокие награды конкурса вручали победителям члены жюри, члены Союза художников России председатель городского клуба художников Константин Сиденин и руководитель творческой группы «Мишкинские бугры» Александр Глущенко.  Гран-при в номинации «живопись» увезёт в Азов воспитанница ДХШ им.И.И. Крылова Александра Стартиенко (преп. А.В. Виниченко).

Гран-при в номинации «графика» завоевала представительница ДХШ им.Н.Н. Дубовского  Валерия Маслова (преп. Е.Т. Мамонов).

Результатом конкурса таганрожцы довольны!

Каким бы ни был конкурс сложным и ответственным новочеркасцы всегда стараются находить небольшие камерные моменты, помогающие сбросить напряжение и расслабиться. Так у Настеньки Лободы из новошахтинской школы имени Н.В. Овечкина день рождения  совпал с днём конкурса. И дружная ватага конкурсантов скандировала ей: поздравляем!», а педагог Дарья Бурлакова  приветствовала девушку от их дружного коллектива связкой золотых шариков и тортиком.

И ещё одной участнице, совсем юной, достались аплодисменты на итоговом подведении. Выпали они на долю Дусеньки Нигомедзяновой, чья мама работает в ДШИ станицы Романовской, и неоднократно привозила своих учеников на новочеркасские  конкурсы: в позапрошлом году, будучи беременной, в минувшем – с грудной дочерью. Теперь малышке чуть больше года, она чувствует своей в среде творческих подростков, в числе которых и её старшая сестра София, ставшая победителем конкурса.

Елизар Кузнецов из Донецка – самый молодой участник конкурса

Не могу не написать, что во время моих бесед в кулуарах мероприятия преподаватели школ  не переставали говорить слова благодарности организаторам  конкурса. Неоднократно звучали слова восхищения главным энерджайзером, Валентиной Егельской. Коллеги подчёркивали, что решить такую глыбу вопросов, чтобы провести масштабное мероприятие   в современное время, под силу только личности яркой и неординарной…

Заслуженный работник культуры России Валентина Егельская соответствует этим характеристикам. Зная много лет её неугомонность, неутомимость,  ответственность, решительность, не сомневаюсь, что мы ещё не раз услышим о новых проектах дружного сплочённого коллектива ДХШ им. Н.Н. Дубовского.

На мой вопрос, в чём эффективность  патриотического воспитания, Валентина Петровна ответила: «В том, насколько ярко  человек видит мир и самого себя глазами патриота». Предугадывая мой следующий вопрос,  добавила: «Искусство может и должно выступать основным источником и носителем идеи Родины, пробуждать у человека чувства патриотизма и гражданской ответственности».

Фото автора

Поделиться:
error
fb-share-icon

Добавить комментарий