В дни подготовки IV Донского пленэра погодные качели не раз вводили весь оргкомитет в задумчивое состояние. Вдруг пойдёт дождь? А для работы детей на природе нужно солнышко, нужно тепло. Можно, конечно, и под зонтом писать город и его достопримечательности… На крайний случай включить воображение, сидя в помещении…
В этом отношении юным новочеркасцам проще. Но ведь пленэр-то областной и его участниками стали 13 учреждений дополнительного образования детей донского региона. Это почти 200 воспитанников художественных школ и студий, школ искусств Аксайского, Багаевского, Белокалитвенского, Волгодонского, Красносулинского, Родионо-Несветайского, Тарасовского районов, Шахт и Новочеркасска.
Казачья столица красива и её архитектура достойна кисти не только признанных мастеров, но и юных, стремящих взойти на художественный олимп. Пленэр, как особый элемент восприятия живописи с натуры, учит работать на природе при естественном освещении, максимально точно передавая всю её красоту и богатство красок.
На мероприятия в Новочеркасск уже на протяжении 10 лет приезжают делегации детских художественных школ не только городов и весей Ростовской области. Собственно говоря, межрегиональный «Большой пленэр на Донской земле», завоевавший за пятилетие своего существования высокий рейтинг среди подобных мероприятий страны, в силу определённых событий 2020-2021 годов сдал свои полномочия «Донскому пленэру», уменьшившись до региональных размеров.
Пока где-то в высоких кругах продолжаются многолетние споры, каким должно быть художественное образование, чтобы, с одной стороны, его стандарты не устарели, а с другой, не позволили бы выпускать недоученных художников и искусствоведов, на Дону не дают Болонской системе глубоко запустить свои корни и разрушить традиции, наработанные за два с половиной века русской классической художественной школой.
Как один из лидеров в системе художественного образования и не только на Дону, Новочеркасская ДХШ им. Н.Н. Дубовского взяла на себя эти охранные функции в тесном содружестве с Академией архитектуры Южного федерального университета, Ростовским художественным училищем им. М.Б. Грекова, Союзом художников России, Союзом педагогов-художников России и Международным Союзом педагогов-художников.
Поэтому цепочка «школа-колледж-вуз» прочна и неразрывна, что даёт возможность формировать и укреплять знания учащихся на начальном этапе профессионального образования. Совместными усилиями всех сподвижников проводится немало мероприятий, межрегиональных выставок, мастер-классов известных живописцев, пленэров. И каждый проект по-своему значим!
Возглавляют жюри мероприятий поочерёдно представители этого творческого альянса. Например, Игнатов Олег Валентинович, председатель Ростовского областного отделения ВТОО «Союз художников России», заслуженный художник России, профессор ЮФУ или Терещенко Наталья Александровна, руководитель регионального Центра архитектурно-художественной довузовской подготовки ААИ ЮФУ, кандидат педагогических наук, председатель Ростовского отделения Международного Союза педагогов-художников. «Донской пленэр» проходил под эгидой Величкевича Валерия Вячеславовича, члена ВТОО «Союз художников России» и «Международной Ассоциации Изобразительных искусств ЮНЕСКО», преподавателя Грековского художественного училища, руководителя творческой группы «Мастерская военных художников». А работой жюри «Россия пленэрная-2023» руководил Сиденин Константин Евгеньевич, член правления Ростовского областного отделения ВТОО «Союз художников России», председатель Городского клуба художников Новочеркасска.
…Солнечный день пленэра порадовал и обилием тепла, и яркими красками осени, и приподнятым настроением участником творческого действа! Жители города останавливались возле детворы с этюдниками и с интересом наблюдали за их работой, заводили разговоры и хвалили юных художников. А члены жюри перебирались с одной площадки на другую – на Просвещение, Ермака, Комитетскую, площадь Левски, – где размещались участники мероприятия. И надо заметить: было на что посмотреть и что почувствовать! Ощущение лёгкости и радости окружало детвору. Пегас успевал перелетать с места на место, воодушевляя её и подбадривая.
Хотя выход на пленэр у взрослых живописцев считается работой один на один с выбранным объектом, юному художнику пока ещё помогает преподаватель. Важна точная передача формы, важна передача света и цветовых ощущений, важно построение композиции. Полученное задание было непростым: ученик учится быть художником, а не копировщиком. Рядом с ребятами постоянно находились их педагоги. Они настраивали на победу и на успех.
Практически к каждому ребёнку подошёл и председатель жюри Валерий Вячеславович Величкевич: кого похвалил, кому что-то подсказал. Пленэрное задание – не просто написать красивый особняк или историческую картинку, необходимо уложиться со своей задачей в отведённое время. Это обязательное условие!
В процессе общения дети неоднократно задавали Валерию Вячеславовичу вопросы: как можно поступить в Грековское училище? Об этом он расскажет ребятам позднее, когда будут подведены итоги и все участники пленэра соберутся в ДХШ им. Н.Н. Дубовского. После вручения наград победителям председатель жюри продемонстрирует лучшие работы учеников Грековки, проанализирует важные составляющие их успеха, проведёт своеобразный тематический жанровый ликбез, поделится информацией о преимуществах, которые дают участия в различных конкурсах, поведает о преградах и трудностях при поступлении в учебное заведение, по окончании которого выпускник будет считаться профессиональным художником.
Положение о пленэре не предусматривает лауреатов разных степеней, а только победителя и обладателя Гран-при. Возникли и некие сложности при подведении итогов, так как достойных наград работ было много! Не всегда жюри было единогласно выборе, чаша весов колебалась в разные стороны. В результате победители в трёх возрастных категориях составили четвёртную часть участников пленэра! Об этом награждённым будет напоминать диплом и воспоминания о замечательном октябрьском дне в казачьей столице, который завершился победой.
Главной награды «Донского пленэра» в номинации «графика» удостоена 14-летняя Олеся Куликова (преподаватель Зорина Анна Викторовна), представляющая ДХШ им.Н.Н. Дубовского. Второй Гран-при за лучшую живописную работу достался 15-летней шахтинке Софии Кучкуда из ДШИ СПЦИ им.В.А. Серова (преподаватель Басова Анна Юрьевна).
По настроению юных участников «Донского пленэра» можно было судить, пришёлся ли он им по душе. Пришёлся! А вот что думают по этому поводу педагоги.
Долматова Галина Фёдоровна, преподаватель МБУ ДО АР ДШИ п.Рассвет:
«У детей море положительных эмоций! Уже по дороге домой они стали допытываться: «А мы ещё приедем сюда?» Такие встречи очень нужны и детям, и педагогам. Приятно находиться в кругу единомышленников в непростое время, полное равнодушия. Огромная благодарность коллективу Детской художественной школы им. Дубовского за безупречную организацию и проведение пленэра!».
Лукьянов Виктор Васильевич, преподаватель МБУ ДО «ДШИ №1 Красносулинского района»:
«Не первый год с радостью едем в Новочеркасск. Здесь всегда всё спланировано чётко. Дети возвращаются с пленэров совершенно другими. Такое ощущение, что у них переворачивается сознание, и им хочется рисовать и рисовать, учиться и учиться новому. Они быстрее растут, становятся более восприимчивыми к предметам окружающего мира, у них вырабатывается более реалистичное художественное мышление».
Ситникова Маргарита Григорьевна, Мельник Надежда Викторовна, преподаватели МБУДО г. Шахты «ДШИ» СПЦИ им. В.А. Серова:
«Благодарим коллег ДХШ им. Дубовского за то, что взяли на себя все сложности по организации IV областного пленэра. Подобные мероприятия необходимы для юных художников. Пленэр – один из главных составляющих элементов их обучения живописи с натуры. Дети учатся постепенно переходить от опеки преподавателя к самостоятельной работе: определять композицию, отбрасывать второстепенное, выбирать художественные приёмы, чтобы передать своё настроение, свои эмоции».
Какими эмоциями делятся с нами участники «Донского пленэра», можно увидеть в фойе школы: здесь выставлены работы победителей. Экспозиция нарядная и красочная. Лично у меня в памяти сразу всплыли слова знаменитой песни Булата Окуджавы: «Живописцы, окуните ваши кисти…» Смысл её в том, что тому, кто рисует красоту жизни, обязательно зачтётся. Думаю, зачтётся не только тому, кто рисует, но и тому, кто учит видеть эту красоту.
«Какие бы сложности ни стояли перед организаторами, – считает директор ДХШ им. Н.Н Дубовского заслуженный работник культуры России Валентина Петровна Егельская, – будем проводить важные для учебного процесса мероприятия. Большому пленэру или Малому на Донской земле быть! Есть уже и кое-какие намётки по организации новых проектов с нашими партнёрами в следующем году»
Культурная среда – благотворная воспитательная среда. Она помогает ребёнку крепнуть духом, крепнуть вере в себя, в свои возможности. Неслучайно академик Лихачёв назвал культуру компасом в руках у человека. Всё, что закладывается сейчас, станет прочным фундаментом, на котором молодёжь будет строить своё будущее и будущее своей страны. Станет оно позитивным или негативным, зависит, прежде всего, от взрослых, тех, на кого возложена эта ответственность!
Фото автора.