Хотя исторические условия, быт и уклад казачьей жизни, края, в котором мы живём, постоянные походы и военные кампании не способствовали развитию на Дону искусств и прикладных ремёсел, всё же культурная составляющая Дона очень богата и разнообразна. А сама столица является  хранителем наследия многих донских художников. Одной из таких жемчужин является  творчество баталиста Митрофана Борисовича Грекова  и  мемориальный дом-музей, где оно рождалось на свет.

Таким был домик, приобретённый Грековыми в 1924 году на улице Песчаной.

100-летней дате со времени приобретения знаменитым мастером небольшого домика на улице   Песчаной, ставшим известным на весь мир, и было посвящено праздничное мероприятие на усадьбе.

Его неслучайно назвали «Дом с видом в даль». По словам директора Музея истории донского казачества Светланы Сединко, Греков любил свой дом, где был по-настоящему счастлив и трудился с полной отдачей. Из своей мастерской всматривался в заоконные дали и писал то, что любил и ценил. А значит, оставался самим собой! Современные художники называют домик местом силы, считая, что намоленная аура родного  очага мастера даёт им важную подпитку для  творчества.

Хотя живописец родился  в 1882 году в хуторе Шарпаевка нынешнего Милютинского района, Новочеркасск считает его своим! Ибо  здесь в непростые годы для нашего Отечества раскрылся непревзойдённый гениальный талант Грекова-баталиста!

Сегодня в мемориальном доме-музее.

Он блестяще окончил Одесское художественное училище, затем Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств. Как поданный Войска Донского служил в Лейб-гвардии Атаманском полку Санкт-Петербурга. В каждую свободную минуту писал, памятуя о том, что для живописца день, проведённый без работы – это шаг назад. Во время Первой мировой Греков находился в  особой сотне  действующей армии. Служебные обязанности, фронтовые тяготы не мешали молодому человеку   делать зарисовки солдат, их воинские подвиги, быт, минуты отдыха и веселья, оборонительные сооружения, траншеи, блиндажи, орудия. Будучи участником знаменитого Брусиловского прорыва, находился в самой гуще сражения вместе с 8-й армией генерала Каледина. Вот  когда начался сбор материалов для будущих батальных полотен!

Сергей Наджафов и Галина Демидова в роли Митрофана Борисовича и Антонины Леонидовны Грековых в мастерской художника

Поздней осенью 1917 году после тяжёлого ранения Греков демобилизовался и  уехал на Дон поправить здоровье. А его супруга Антонина Леонидовна, тоже выпускница Академии художеств,  заболевшая «испанкой», уже находилась под присмотром матери Митрофана Борисовича.  Но началась  Гражданская война и о возвращении в Санкт-Петербург не могло быть и речи.

Своего жилья  супруги никогда не имели, жили на съёмных квартирах. Но им очень хотелось иметь своё личное пространство, так необходимое для творчества, и ни с кем его не делить! Удалось это не сразу. И в казачьей столице они несколько лет продолжали снимать жилье, помыкались немало, пока в 1924 году, наконец,  не купили маленький, невзрачный, практически непригодный для жизни домик на Песчаной улице, 102. Теперь это номер 124.

Первым делом утеплили крышу, сделав необходимый замес, таская воду из колонки на улице. Антонина Леонидовна орудовала на верху, замазывая дыры и щели, а Митрофан Борисович подавал ей на верёвках вёдрами  раствор. Затем отремонтировали две комнаты – спальню и будущую мастерскую. Чтобы последняя была светлой, соединили два окна в одно, прорубив между ними необходимое пространство. Привели в порядок печь – без неё не выжить в студеные зимы, не приготовить еды…Постепенно и дом, и усадьба приобрели жилой вид. Вместе с хозяевами тут стали обитать собаки, кошки, птицы. Держали козу, её молоком Антонина Леонидовна выхаживала мужа после ранения. Супруга Грекова – удивительный человек, выбрала роль второго плана и посвятила свою жизнь Митрофану Борисовичу, делала всё, чтобы он состоялся как профессионал. От природы она была не только талантливой художницей, но и владела иностранными языками, прекрасно вела хозяйство.

Мастер-класс даёт председатель городского клуба художников и член Союза художников России Константин Сиденин.

Сегодня посетители дома-музея смотрят в   большое окно мастерской и видят лишь цветущую усадьбу. Однако в 1924 году, незастроенные окрайки города открывали великолепный вид   на многоликую в разные времена года даль, на пойму реки Тузлов, на степь, на всё то, что с детства окружало Митрофан Борисович, и что он любил. Вид за окном манил, побуждал к  творчеству и звал вперёд!

На мастер-классе – дети и взрослые!

Первой работой, выполненной в личной мастерской,  стала картина «Сев». Она хранится в Студии военных художников, а вот подаренная копия находится в мемориальном домике.

Новочеркасский период жизни живописца – самый плодотворный и внушительный – начнётся в 1918 году, а завершится в 1934 году. Годы  гражданской войны – страшное время. Город находится то под белыми, то под красными… Чью сторону, чью правду должен был принимать Греков?

Он был далёк от политики, но чувствовал время всеми фибрами своей души! Понимал, что нужно писать обо всём! Поэтому брался за любые предложения. Когда  в городе присутствует белая армия, Митрофан Борисович получает разные заказы от Донского музея.  В их числе станет и значимая работа – портрет по фото атамана Войска Донского А.М. Каледина, командующего 8-й армией, героя Брусиловского прорыва, которого видел в Первую мировую.  Из других заказов сохранилась  только одно полотно того времени – «Корниловцы на привале».

Когда в 1920 году белые покидали Россию, атаман Багаевский предложил Грекову  уехать вместе с ними, но тот ответил, что не хочет быть иммигрантом и  Родину не покинет.  В этом же году происходит встреча с Ворошиловым, которая изменит его жизнь навсегда! Причём поводом для знакомства станет работа художника, написанная на крышке от посылки!!! Но изображение коня настолько потрясёт наркома, что он  потребует найти ему этого живописца. Жили тогда Грековы на Скородумовской (ныне Просвещения), куда и пришло письмо от Ворошилова.

Собственно, и Франц Рубо, преподаватель батальной живописи в Академии художеств, увидев Грековского коня, позвал его работать над панорамой «Оборона Севастополя»! Коня Митрофан начал рисовать ещё в раннем детстве. Поскольку дома не было соответствующих учителей, он удивлял этими рисунками и родных, и друзей, весьма далёких от искусства.

20-е годы. На Дону кипит острейшая классовая борьба и в своих картинах М. Б. Греков отражает весь драматизм событий гражданской войны в России. Он – не политический деятель, он художник, а дело любого художника быть летописцем исторических событий. И он таким летописцем стал!

В Новочеркасске было создано около 90 законченных произведений. Многие из них покажут на первой персональной выставке Грекова, которая организована была в городе в 1927 году. В 1929 году Греков пишет первую советскую диораму «Взятие Ростова», которая, увы, погибнет в годы Отечественной войны.

Талант художника-баталиста уже заметило руководство молодой советской республики. В 1931 году его зовут в Москву для больших дел. Греков становится членом новой творческой организации — Союза советских художников. И родоначальником батальной советской живописи, вокруг него начинают формироваться новые художественные  силы страны – будущая студия военных художников. Но дом на Песчаной остаётся по-прежнему единственным любимым домом Грековых. Они не порывают связи с Доном, приезжают сюда часто, и обязательно летом.  А в Москве лишь снимают квартиру.

Увы, многим из россиян Митрофан Борисович представлен как певец Первой конной, ограничивая его талант этими рамками. Заведующая мемориальным Домом-музеем Вера Лиховидова не согласна, как и многие исследователи творчества нашего земляка, с этим приклеенным много лет назад ярлыком. Греков – второй известный художник Новочеркасска, чьи работы хранятся в Третьяковской картинной галерее. Но судить о масштабе таланта живописца только по известным полотнам «Трубачи Первой Конной армии» и «Тачанка» не серьёзно.

В 1934 году в Москве открывается выставка, посвящённая 15-летию Красной Армии.  На ней нарком обороны СССР и один из создателей Первой Конной Климент Ворошилов называет Митрофана Грекова мастером острых законченных композиций.

Слова наркома подхватила пресса, раньше не  баловавшая художника своим вниманием. Но буквально через пару недель в юбилейных каталогах появилась небольшая заметка, взятая в траурную рамку: «После открытия выставки картин, посвященной Первой Конной армии, художник М.Б. Греков скончался 27 декабря 1934 г. в городе Севастополе». Там создаваемое им объединение готовилось писать панораму «Оборона Перекопа».

Настоящая всенародная слава пришла к Митрофану Борисовичу в феврале 1935 года, когда в Москве открылась его посмертная выставка. На ней были представлены все наиболее значительные    работы. Их оказалось свыше трёхсот! Собранные вместе, они сложились в грандиозную по масштабам и впечатляющую по силе эмоционального воздействия панораму революционных событий на юге России. Стало понятно, какой огромный и неизведанный пласт народной жизни был запечатлён художником — все перипетии классовой борьбы! Не певец Первой конной, а летописец истории Гражданской войны в России. Пора воздать по заслугам художнику!

…Небольшой дом на окраине Новочеркасска стал для маститого живописца знаковым местом. Он отвоевал его под солнцем. Здесь нашёл себя и по сей день остаётся в доме главным произведением, а  картины мастера не только его дыханием, но и  дыханием времени.

Увидеть жизнь за окном не просто. Ещё сложнее уйти в эти дали безоглядно, осуществляя свою  мечту. Это под силу не всем. Митрофану Борисовичу  Грекову увидеть свою мечту в дали и реализовать в действительности удалось сполна.

Память о нашем земляке бережно сохраняется на Дону. Улица, на которой жил Митрофан Борисович, носит его имя с 1936 года. А его дом с 1957 года приобрел статус мемориального и стал отделом Музея истории донского казачества. Работы художника хранятся не только в Новочеркасске, но и Ростовском областном музее краеведения, музее Вооружённых Сил страны. Тесные творческие взаимоотношения связывают мемориальный дом с Ростовским художественным училищем им. М.Б.Грекова, с московской Студией военных художников, носящей имя знаменитого баталиста.

И, конечно, многое делает коллектив музейщиков, чтобы домик на улице Грекова, 124 по-прежнему оставался притягательным местом для творческих людей.

Главные герои предстоящего мастер-класса по анималистике – конь Сапфир и пони Барон из Эколого-биологического центра.

Гостей нынешнего праздника   увлекли  разнообразные занятия, подготовленные изостудией детского творчества «Белый кролик», которой руководит Галина Файбич. Кто-то ткал гобелен из луговых трав, кому-то по душе пришлись  живые эко-принты на текстиле, другие собрали разноцветные ожерелья  и браслеты из бусин. А деток ожидал ещё и потрясающий мастер-класс от члена Союза художников России, председателя городского клуба художников  Константина Сиденина. В качестве натурщиков выступали  настоящие животные, которых так любил Митрофан Борисович, — конь Сапфир и пони Барон от Эколого-биологического центра.

Праздник продолжается. Выступает ансамбль казачьей «Атаманцы» песни ДК мкр. Октябрьский под руководством Василия Кабанова.
Фланкировка с саблями казака станицы Верхней, преподавателя ДХШ им. Н.Н. Дубовского Ивана Галушкина.

Украсил праздник ансамбль казачьей песни «Атаманцы», Дома культуры микрорайона Октябрьский, которым много лет  руководит Василий Кабанов. Лихо фланкировал шашками казак станицы Верхней Иван Галушкин – он же преподаватель ДХШ им. Н. Дубовского.  И всё же главной изюминкой праздника стала экскурсия по мемориальному домику, проведённая его хозяевами. В роли Митрофана Борисовича и Антонины Леонидовны выступали художник и артист Сергей Наджафов и сотрудник музея Галина Демидова.

Разделили радость праздничной юбилейной даты с новочеркасцами   депутат Городской Думы Валентина Котельникова,  директора Ростовского областного музея краеведения Галина Куликова,   Ростовского областного музея изобразительного искусства Светлана Крузе, Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника Елизавета Липовенко,  Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника  Евгений Мамичев.

Женета Гридасова

Фото автора, Татьяны Корнелюк.

Поделиться:
error
fb-share-icon

Добавить комментарий