База типовых проектов как инструмент развития практики реализации муниципально-частного партнерства

 В здании Государственной Думы 11 июня состоялось заседание Комитета по муниципально-частному партнерству Общероссийского Конгресса муниципальных образований. Тема повестки заседания: «Дальнейшие шаги по совершенствованию законодательства и практики в сфере реализации проектов публично-частного партнерства»

Алексей Геннадьевич Кобилев, Председатель Комитета Конгресса по муниципально-частному партнерству, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по контролю и Регламенту представил участникам заседания возможные алгоритмы  развитию муниципально-частного партнерства, как элемента публично-частного партнерства в России, показал  необходимые законодательные новеллы, которые придадут ускорение развитию МЧП

«Cегодняшнее заседание посвящено точечным, но при этом крайне важным изменениям в законодательство о ГЧП и МЧП, я бы даже сказал жизненно важным изменениям рынка МЧП проектов.

В последнее время, как вы знаете, руководство страны, в том числе на Президент, ставят задачу по привлечению частных инвестиций при реализации национальных стратегических целей. Одним из важнейших инструментов в данном контексте является именно публично-частное партнерство», — обратился Алексей Кобилев к участникам заседания.

В первую очередь развитие муниципальных образовании сегодня ограничено и полностью зависит от объема финансовых средств, поступающих в местный бюджет. В свою очередь, финансовые средства зависят от активизации инвестиционной деятельности в условиях хронического дефицита собственных источников финансирования.

Следовательно, стабильное социально-экономическое развитие территории обусловлено необходимостью привлечения дополнительных ресурсов и поиска эффективного механизма их использования. В качестве механизма распределения и использования имеющихся ресурсов муниципальных образований и выступает партнерство  власти и бизнеса.

Ключевой идеей развития механизма МЧП в Российской Федерации является создание благоприятной среды ведущей к повышению качества жизни населения и повышению уровня доверия к власти.

Вовлечение в механизм МЧП частных партнеров в виде субъектов малого и среднего предпринимательства также создаст основу для реальной поддержки бизнеса. А поддержка малого и среднего предпринимательства, вовлеченность бизнеса в проекты МЧП необходима, в том числе, с целью сохранения и увеличения рабочих мест и уменьшения безработицы.

Однако, в силу несовершенства механизма публично-частного партнерства, на настоящий момент количество заключенных соглашений о МЧП крайне мало. За 2019 год было заключено всего 21 соглашение: 1 федерального уровня, 5 регионального и 15 муниципального. Совокупный объем инвестиционных обязательств по заключенным соглашениям составил 61,8 млрд. рублей, из которых на муниципальный уровень приходится только 11,6 млрд. рублей.

Количество заключенных концессионных соглашений за 2019 год составило 390, из которых муниципального уровня 350. Это на 101 соглашение меньше, чем было заключено в 2017 году.

Чтобы ликвидировать проблемы, препятствующие развитию МЧП,  необходимо совершенствования нормативно-правовой базы, в том числе важно: законодательно закрепить финансовые гарантии частной стороны концессионного соглашения / соглашения о МЧП путем предоставления субъектам Российской Федерации права выступать стороной таких соглашений в роли поручителя по финансовым обязательствам публичной стороны. т.е муниципального образования.

«Наметился довольно значительный прогресс в отношении готовящихся изменений в законодательство о ГЧП/МЧП и концессионных соглашениях (так называемого «законопроекта об инфраструктурной ипотеке»), о чем сегодня расскажет наш коллега из Минэкономразвития», — отметил Кобилев

Изменения в Федеральных законах № 115 (О концессионных партнерстве соглашениях) и № 224 (О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в РФ), потребуют корректировки положения корреспондирующих норм, которые, в частности, содержатся в Федеральных законах № 131 (Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ), № 184 (Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти), № 69 (О защите и поощрении капиталовложений), № 145 (Бюджетный кодекс) в части обеспечения гарантий возврата вложенных инвестиций частной стороне.

И, наконец, низкая инвестиционная  привлекательность и доступность проектов муниципально-частного партнерства должна быть компенсирована путем создания общедоступной федеральной базы проектов, единой электронной торговой площадки, атласа проектов МЧП, проектных офисов МЧП на уровне субъекта РФ

«Не менее важна и работа по формированию «типовых» проектов, которая должна позволить значительно расширить практику применения механизмов МЧП и обеспечить «горизонтальную» передачу опыта между различными муниципалитетами», — считает председатель Комитета по МЧП Алексей Кобилев

Формирование базы типовых проектов для целей развития практики реализации проектов МЧП должно стать инструментом развития практики реализации муниципаьно-частного партнерства

Предлагая к обсуждению проект резолюции заседания,  Алексей Кобилев отметил, что реализация предлагаемых мер позволит внести существенный вклад в достижение национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» в части обеспечения реального роста инвестиций, создать качественную и доступную инфраструктуру, повысить уровень жизни населения.

Поделиться:

Добавить комментарий