«Основным объектом контроля деятельности университетов в России (как и во всем мире) выступают реализуемые ими образовательные программы. Этот контроль осуществляется в форме аккредитации образовательных программ. Аккредитация образовательных программ университетов осуществляется всеми без исключения субъектами контроля», — отметил в своем выступлении куратор Экспертного Совета по высшему образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке Гаджимет Сафаралиев, открывая 16 марта заседание, проходящее на площадке Госдумы .
Однако в отличие от зарубежных государств, где в зависимости от реализуемой в стране модели контроля аккредитация образовательных программ осуществляется преимущественно профессиональным бизнес-сообществом, которое образует спрос на рабочую силу, в России наметилась тенденция «параллельной» аккредитации образовательных программ вузов со стороны различных госорганов. Причем в основе всех видов нашей аккредитации образовательных программ лежат схожие методологические принципы. На практике это вызывает извечную российскую проблему дублирования видов контроля, когда университет по одним и тем же вопросам проверяется несколько раз различными инстанциями.
Участники заседания выделили такие направления совершенствования системы контроля деятельности университетов в России, как государственно-профессиональную модель контроля с сохранением ведущей роли государственного регулирования и контроля системы высшего образования в стране путем привлечения представителей реального сектора экономики и бизнес-сообщества.
Таким образом, бизнес принимает активное участие в формировании той команды специалистов, которая необходима ему для решения поставленных задач. В то же время при формировании общего направления подготовки кадров существенная роль отводится государству, которое определяет стратегию развития национального хозяйства и формируя запросы бюджетных мест. Это означает, что пересечение интересов государства, общества, бизнеса в вопросах подготовки кадров на этапе контроля должно выражаться во взаимном использовании и признании результатов.
Формирование сквозного контроля системы образования, в котором контроль за подготовкой необходимых кадров ведется не только по профилю, но и по уровню квалификации.
И, наконец, формирование взаимного использования и признание результатов контроля проверяющими разного уровня.
По словам участника заседания, депутата Госдумы Алексея Кобилева, проведение контрольных мероприятий в отношении одних и тех же объектов контроля проверяющими различных уровней и инстанций должно быть либо исключено, либо проводиться с учетом полученных результатов другими контролерами.
Комментируя предложенные Экспертным советом вопросы, депутат Госдумы, член Комитета по контролю и Регламенту Алексей Кобилев отметил, что на рассмотрении в ГД уже находится проект федерального закона, включающий часть рассмотренных предложений.
Ряд поправок, призванных улучить действующее законодательство в сфере образования. В частности, предлагается начать с отмены государственной аккредитации по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.