Проблемы м и вызовы, с которыми сталкиваются малые города при обеспечении водоснабжения обсудили в рамках заседания Коммитета по муниципально-частному партнерству общероссийского конгресса муниципальных образований 18 февраля.
В работе заседания, которое проходило в смешанном формате , приняли участие 317 представителей муниципальных образований России
«Создание современной, эффективной и качественной инфраструктуры для населения остается одной из важнейших задач, стоящих перед каждым муниципальным образованием в Российской Федерации. При этом несомненным является то, что решение этой задачи возможно только при объединении усилий и возможностей публичных образований и частного бизнеса», — отметил председатель Комитета по МЧП Конгресса ОКМО Алексей Кобилев, добавив, что — Механизмы муниципально-частного партнерства были и остаются одним из основных и наиболее стабильных инструментов для привлечения частных инвестиций в реализацию проектов по обновлению общественно-значимой инфраструктуры».
Задача по обдуманному применению механизмов муниципально-частного партнерства становится тем более актуальной с учетом проводимой государством политике по оптимизации количества унитарных предприятий (в том числе муниципальных) – согласно Федеральному закону 2019 года № 485 к концу 2024 г. должен быть завершен процесса преобразования/ликвидации большинства унитарных предприятий. Передача в концессию является разумной альтернативой приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, позволяющей сохранить имущественный комплекс в публичной собственности и при этом обеспечить выполнение того функционала, за который исторически отвечало унитарное предприятие.
Состоявшееся заседание было посвящено сразу ряду тем, которые могут оказать влияние на реализацию проектов муниципально- частного партнерства в Российской Федерации в различных отраслях.
Во-первых, участники обсудили статус законопроектов, которые были рассмотрены и поддержаны на предыдущих заседаниях комитета.
«Процесс их согласования занял большее время, чем хотелось бы многим, однако надеемся, что результат обсуждения позволит учесть интересы всех участников рынка и будет способствовать росту объема инвестиций, привлекаемых в рамках проектов муниципально-частного партнерства», — обозначил результат Кобилев
Также, участники обсудили новые законодательные инициативы в сфере муниципально-частного партнерства.
В частности — готовящийся законопроект, который должен сделать возможной реализацию концессионных проектов по созданию и эксплуатации IT-систем не только на федеральном или региональном, но и на муниципальном уровне, что будет способствовать достижению целей по цифровизации деятельности муниципалитетов и повышению ее эффективности.
Кроме того, на заседании обозначили потенциал совершенствования законодательного регулирования в части внесения изменений в уже заключенные концессионные соглашения – проблемой, где недостаточная гибкость существующего правового регулирования создает значительные затруднения для адаптации долгосрочных проектов к изменяющейся внешней конъектуре.
Особое внимание было уделено потенциалу развития муниципально-частного партнерства в сфере водоснабжения и водоотведения.
Качество услуг в данной сфере — это то, что чувствует на себе каждый житель на территории Российской Федерации, и, в связи с этим вопрос развития соответствующей инфраструктуры и привлечения необходимых для этого инвестиций является актуальным для каждого муниципального образования.
С 2010-х годов государство предпринимает целенаправленную политику по привлечению частного бизнеса к решению накопившихся проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства – в первую очередь через применение механизма концессионных соглашений и передачи частным инвесторам функций по модернизации и эксплуатации соответствующих имущественных комплексов от муниципальных и региональных унитарных предприятий.
За прошедшее время был накоплен опыт реализации проектов в данной сфере. Практика реализация проектов государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства по развитию систем водоснабжения и водоотведения прошла путь от первых попыток реализации подобных проектов до современного состояния, когда механизм концессионных соглашений в сфере ЖКХ становится доступным и понятным все большему количеству муниципальных образований.
С учетом этого логично, что и рынок инвесторов и операторов в сфере водоснабжения и водоотведения также проходит этапы своего становления и сейчас находится на стадии, когда на смену первым (зачастую локальным и не всегда опытным) игрокам на этом рынке приходят все более крупные компании, которые готовы применять новейшие технологические решения и современные компетенции для повышения качества услуг для населения.
На состоявшемся заседании Конгресса ОКМО были предметно обсуждены вопросы трансформации МУПов, выработаны рекомендации и план действий для того, чтобы сбалансировать интересы всех участников рынка муниципально-частного партнерства на всех уровнях взаимодействия.
Справка
Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО)
образован в 2006 году советами муниципальных образований субъектов РФ в целях организации сотрудничества муниципалитетов и их региональных советов, выражения и защиты муниципальных интересов в диалоге с органами федеральной власти и организации межмуниципального сотрудничества на международном уровне.