Практика реализации МЧП в малых гродах

Проблемы м и вызовы, с которыми сталкиваются малые города при обеспечении водоснабжения обсудили в рамках заседания Коммитета по муниципально-частному партнерству общероссийского конгресса муниципальных образований 18 февраля.

В работе заседания, которое проходило в смешанном формате , приняли участие 317 представителей муниципальных образований России

«Создание современной, эффективной и качественной инфраструктуры для населения остается одной из важнейших задач, стоящих перед каждым муниципальным образованием в Российской Федерации. При этом несомненным является то, что решение этой задачи возможно только при объединении усилий и возможностей публичных образований и частного бизнеса», — отметил председатель Комитета по МЧП Конгресса ОКМО Алексей Кобилев, добавив, что — Механизмы муниципально-частного партнерства были и остаются одним из основных и наиболее стабильных инструментов для привлечения частных инвестиций в реализацию проектов по обновлению общественно-значимой инфраструктуры».

 

Задача по обдуманному применению механизмов муниципально-частного партнерства становится тем более актуальной с учетом проводимой государством политике по оптимизации количества унитарных предприятий (в том числе муниципальных) – согласно Федеральному закону 2019 года № 485 к концу 2024 г. должен быть завершен процесса преобразования/ликвидации большинства унитарных предприятий. Передача в концессию является разумной альтернативой приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, позволяющей сохранить имущественный комплекс в публичной собственности и при этом обеспечить выполнение того функционала, за который исторически отвечало унитарное предприятие.

 

Состоявшееся заседание было посвящено сразу ряду тем, которые могут оказать влияние на реализацию проектов муниципально- частного партнерства в Российской Федерации в различных отраслях.

Во-первых, участники обсудили статус  законопроектов, которые были рассмотрены и поддержаны на предыдущих заседаниях комитета.

«Процесс их согласования занял большее время, чем хотелось бы многим, однако надеемся, что результат обсуждения позволит учесть интересы всех участников рынка и будет способствовать росту объема инвестиций, привлекаемых в рамках проектов муниципально-частного партнерства», — обозначил результат Кобилев

 

Также, участники обсудили новые законодательные инициативы в сфере муниципально-частного партнерства.

В частности — готовящийся законопроект, который должен сделать возможной реализацию концессионных проектов по созданию и эксплуатации IT-систем не только на федеральном или региональном, но и на муниципальном уровне, что будет способствовать достижению целей по цифровизации деятельности муниципалитетов и повышению ее эффективности.

 

Кроме того, на заседании обозначили  потенциал совершенствования законодательного регулирования в части внесения изменений в уже заключенные концессионные соглашения – проблемой, где недостаточная гибкость существующего правового регулирования создает значительные затруднения для адаптации долгосрочных проектов к изменяющейся внешней конъектуре.

Особое внимание было уделено потенциалу развития муниципально-частного партнерства в сфере водоснабжения и водоотведения.

Качество услуг в данной сфере — это то, что чувствует на себе каждый житель на территории Российской Федерации, и, в связи с этим вопрос развития соответствующей инфраструктуры и привлечения необходимых для этого инвестиций является актуальным для каждого муниципального образования.

С 2010-х годов государство предпринимает целенаправленную политику по привлечению частного бизнеса к решению накопившихся проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства – в первую очередь через применение механизма концессионных соглашений и передачи частным инвесторам функций по модернизации и эксплуатации соответствующих имущественных комплексов от муниципальных и региональных унитарных предприятий.

За прошедшее время был накоплен опыт реализации проектов в данной сфере. Практика реализация проектов государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства по развитию систем водоснабжения и водоотведения прошла путь от первых попыток реализации подобных проектов до современного состояния, когда механизм концессионных соглашений в сфере ЖКХ становится доступным и понятным все большему количеству муниципальных образований.

С учетом этого логично, что и рынок инвесторов и операторов в сфере водоснабжения и водоотведения также проходит этапы своего становления и сейчас находится на стадии, когда на смену первым (зачастую локальным и не всегда опытным) игрокам на этом рынке приходят все более крупные компании, которые готовы применять новейшие технологические решения и современные компетенции для повышения качества услуг для населения.

 

На состоявшемся заседании Конгресса ОКМО были  предметно обсуждены вопросы трансформации МУПов, выработаны рекомендации и план действий для того, чтобы сбалансировать интересы всех участников рынка муниципально-частного партнерства на всех уровнях взаимодействия.

 

Справка

Обще­рос­сий­ский Кон­гресс му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний (ОКМО)
об­ра­зован в 2006 го­ду со­вета­ми му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний субъ­ек­тов РФ в це­лях ор­га­низа­ции сот­рудни­чес­тва му­ници­пали­тетов и их ре­ги­ональ­ных со­ветов, вы­раже­ния и за­щиты му­ници­паль­ных ин­те­ресов в ди­ало­ге с ор­га­нами фе­дераль­ной влас­ти и ор­га­низа­ции меж­му­ници­паль­но­го сот­рудни­чес­тва на меж­ду­народ­ном уров­не.

Поделиться:
error
fb-share-icon

Добавить комментарий