Сегодня в эксплуатации находится 1737 грузовых электровозов переменного тока семейства «Ермак» в двух-, трёх- и четырехсекционном исполнении, изготовленных на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ, входит в АО «Трансмашхолдинг»).
Суммарный пробег локомотивов с начала эксплуатации составил более 2,3 млрд км, что в 16 раз превышает расстояние от Земли до Солнца. При этом среднесуточные пробеги «Ермаков» имеют тенденцию к увеличению. К примеру, у электровозов 3ЭС5К на Дальневосточной железной дороге среднесуточный пробег составляет 645 км/сутки.
Эти локомотивы работают в ОАО «РЖД» — на 16 железных дорогах и составляют основу приписного парка 23 локомотивных депо. Эксплуатируются «Ермаки» и у частных российских операторов подвижного состава, и на железных дорогах Узбекистана.
Электровозы серии «Ермак» имеют хорошие показатели надежности в эксплуатации. Так, по рейтингу РЖД за январь-апрель 2022 года коэффициент готовности всех «Ермаков» находится на уровне 0,972, а гарантийных локомотивов — 0,993, что с большим «запасом» превышает установленные в ТУ требования – 0,97.
Первый 2ЭС5К «Ермак» был изготовлен на заводе в конце 2004 г. Весь комплекс работ по разработке, испытанию и сертификации произведен в рекордно короткие сроки – 2 года с момента утверждения технического задания на электровоз, тогда как обычная практика таких работ составляет 5-7 лет.
Серийное производство электровоза 3ЭС5К началось в 2007 г. Он является модификацией двухсекционного локомотива, в отличие от базовой модели имеет бустерную (промежуточную) секцию, которая позволяет увеличить его мощность с 6560 до 10000 кВт.
В конце 2014 года НЭВЗ передал РЖД один из самых мощных локомотивов в мире — электровоз 4ЭС5К с беспрецедентной мощностью – 13120 кВт (в часовом режиме), что обеспечивает вождение тяжеловесных поездов массой до 7100 т.
Грузовые электровозы семейства «Ермак» зарекомендовали себя как надежные локомотивы с улучшенными тяговыми и эксплуатационными характеристиками, используемые для транспортировки сверхтяжелых составов на Восточном полигоне на участках пути со сложным рельефом.
фото Максима Максименко