Риск-ориентированный подход при организации контроля (надзора) в образовании

Экспертный совет при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке ставит перед своей целью проведение разностороннего профессионального анализа всей законотворческой деятельности в сфере образования и науки, осуществляемой думой и профильным комитетом.

Заметим, что состав Экспертного совета: фактически треть его – представители образовательных и научных организаций, расположенных в субъектах РФ. Благодаря этому вопросы деятельности отечественной высшей школы в контексте региональной проблематики, региональных интересов находятся в зоне постоянного внимания совета.

Коблев А.Г.

 ДЮ обратился к единственному из 40-ка членов экспертного Совета независимому эксперту, профессору, доктору экономических наук, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Алексею Кобилеву, с вопросами о задачах, важных сегодня Высшей школе.

Сегодня экспертами обсуждаются новые подходы к организации контрольно-надзорной деятельности в сфере образования, проблемы правового регулирования и правоприменения.

Особое внимание уделяется реализации риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, понятию «охраняемые законом ценности» в сфере образования, обязательным требованиям в сфере образования, категориям и индикаторам риска.

Дискуссию вызывают вопросы профилактических мероприятий, мониторинга, аккредитационного мониторинга, цифровой трансформации контроля (надзора) в сфере образования, а также защиты прав объектов контроля.

По мнению Кобилева, система оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной  деятельности и органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), должна быть направлена на снижение негативных социальных или экономических эффектов (общественно опасных последствий), возникающих в результате наблюдения законодательства Российской Федерации объектами контроля и надзора , а также на достижения оптимального распределения образовательных, трудовых , материальных и финансовых ресурсов государства.

В системе показателей должны отражаться не только характеристики проверок вузов, а в первую очередь их влияние на качество образования.

Именно качество образования должно входить в основные критерии присвоения категории риска и методику определения таких рисков.

«Такой подход будет отражать вклад контрольно-надзорных органов в развитии образования в стране и его влияние  на достижения социально и экономически значимых результатов»,- отмечает Алексей Кобилев, один из авторов Федерального Закона  «О государственном контроле и надзоре», направленные на совершенствование механизма аккредитации образовательных программ вузов и снижение уровня бюрократизации в сфере образования, вступившем в силу в 2021 году.

Поделиться:
error
fb-share-icon

Добавить комментарий