Организатором конференции, состоявшейся в режиме ВКС 30 марта, выступил Южный федеральный университет совместно с Северо-Кавказским федеральным университетом и Ростовским государственным экономическим университетом при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
В конференции приняли участие представители научно-образовательных учреждений из стран-участниц Черноморского экономического сотрудничества, международных и региональных организаций в сфере образования, науки и культуры, в том числе ОЧЭС и ПАЧЭС.
Конференция включала три тематические междисциплинарные секции (человек, природа, общество), в рамках которых планируется рассматриваются вопросы развития общества, экономики и культуры и роли высшего образования в контексте глобальной пандемии в Черноморском регионе.
Участник конференции, депутат Государственной Думы Рф Алексей Кобилев, отметил, что обсуждая текущее состояние и перспективы взаимодействия среди образовательных и научных организаций, в первую очередь следует отметить расширение двустороннего и многостороннего сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций, что является важной задачей для всех стран-участниц ЧЭС. В том числе это актуально и для России, особенно в условиях цифровой экономики. Конечно, Россия является лидером среди стран ЧЭС в сфере науки и образования.
Например, Россия занимает 1 место по количеству опубликованных статей, проиндексированных в одной из ведущих международных баз данных за последние 10 лет.
Следует отметить положительную статистику в плане кооперации научных и образовательных центров России с другими странами-участницами ОЧЭС.
Анализ публикаций в международных базах данных показывает, что все страны-участницы ЧЭС сотрудничают с Россией, как минимум, по нескольким из 27 укрупненных научно-исследовательских направлений.
Основными направлениями сотрудничества являются: физика и астрономия, инженерные науки, медицина, материаловедение, математика, науки о земле и планетоведение. Часть текущих инициатив ОЧЭС в сфере науки финансируется за счет рамочных программ по научным исследованиям и инновациям Европейского союза.
В ПАЧЭС мы считаем, говорит Кобилев, необходимым и выражаем готовность во взаимодействии в:
- выстраивании системы взаимодействия науки и бизнеса в регионе ЧЭС и привлечение бизнеса в научно-технологические и индустриальные проекты. Сделать это обеспечивая содействие развитию инноваций и технологического предпринимательства и совершенствование инструментов поддержки научных проектов. Имеются в виду проекты, созданные, в том числе, молодежными международными командами и стартапами, направленными на решение задач в различных сферах деятельности в Черноморском регионе;
- обеспечении поддержки реализации совместных научно-технологических и образовательных проектов по перспективным тематикам. Имеются в виду тематики, представляющие значительный интерес для государств-членов ЧЭС, реализуемые на базе ведущих университетов (научно-образовательных центров стран-участниц ЧЭС);
- налаживании деловых и научных связей и поиске международных партнеров для будущего сотрудничества.
- формировании единого информационного поля в области отечественных исследований ЧЭС;
- расширении информационно-аналитического обеспечения и информирования представителей бизнеса относительно инициатив и проектов в странах-участницах ЧЭС;
- рассмотрении возможности разработки платформы для распространения информации об образовательных и научно-технологических проектов ЧЭС.
По сфере образования следует сказать, что:
страны Черноморского региона обладают значительным потенциалом в области образования, который может служить в качестве инструмента модернизации экономики и углубления региональной интеграции.
В данном контексте, нам необходимо:
- расширение двусторонних и многосторонних форматов взаимодействия в сфере образования и разработка сетевых образовательных программ;
- повышение вертикальной и горизонтальной академической мобильности;
- создание условий для участия молодежи в международных конференциях и конкурсах в области науки, технологий и инноваций в целях формирования единой сети молодых талантов стран-участниц ЧЭС;
В двустороннем формате достаточно неплохо выстроено сотрудничество между странами-участницами ЧЭС, преимущественно за счет собственных инициатив и проектов, в том числе в рамках прямых партнерских связей образовательных учреждений стран-участниц ЧЭС.
Россия поддерживает и активно развивает прямые партнерские связи образовательных учреждений и организаций стран ОЧЭС и России. При этом одним из наиболее активных партнеров России в данной сфере является Болгария (более 50 российских и болгарских университетов осуществляют прямые партнерские связи в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве).
У нас есть лучшие практики, которые активно применяются уже в международном формате, так в рамках двустороннего взаимодействия активно применяются двусторонние международные проекты и инициативы. Этим занимается, например, Агентство стратегических инициатив, в том числе в формате государственно-частного партнёрства с другими странами. К примеру, российская компания Алгоритмика разработала методику обучения программированию, которую внедрили с 1 февраля 2018 года в 45 школах Азербайджана.
В данной связи необходимо:
- развивать двусторонние и многосторонние международные проекты, связанные и со школьным образованием;
- учитывать лучшие отечественные и мировые практики, в частности инициативы АСИ и НТИ.
Кроме того, безопасность и стабильность в Черноморском регионе во многом зависит от деятельности университетов. Социальная роль университетов как хранителей культуры не теряет своей значимости. Наоборот, в столь непростое время быстрого развития технологий и роста угроз терроризма, межкультурные и международные мероприятия, ориентированные на уважение культуры других народов, являются как никогда актуальными.
Потому нам необходимо:
- усиление работы вузов по профилактике распространения русофобии, экстремизма и радикализма средствами науки и образования в молодежной среде, включая применение научно-технологического потенциала университетов в решении проблемы противодействия идеологии экстремизма;
- сохранение общих ценностей и традиций, учитывая этническое, культурное и религиозное многообразие в регионе, посредством усиления социальной роли университетов стран-участниц ЧЭС;
- обеспечение стабильности и безопасности, наряду с расширением многостороннего международного экономического сотрудничества в регионе, принимая во внимание особый интерес Европейского союза и нерегиональных стран (в частности Китая) к Черноморскому региону.
В рамках текущих инициатив многостороннего взаимодействия следует отметить проект образовательного портала стран-участниц ЧЭС, который несколько лет подряд является одним из ключевых проектов Рабочей группы.
К сожалению, на данный момент портал не выполняет тех функций, которые должен, функционал сайта ограничен, а активность пользователей достаточно низкая (в связи с редким обновлением сайта). Данные о российских университетах представлены фрагментарно.
«Нам необходимо рассмотреть возможность большего вовлечения российских экспертов в подобные инициативы. Это необходимо сделать чтобы Россия выступала инициатором создания общего портала ЧЭС с учетом современных требований молодого поколения к подобного рода информационным ресурсам», — считает Кобилев.
К сожалению, инициатива не получила должного развития. И на данный момент не решает тех задач, которые были отмечены еще более 10 лет назад ПАЧЭС.
В целях расширения многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества в регионе ЧЭС представляется целесообразным создание эффективной платформы, которая объединит ведущие вузы стран Черноморского региона.
На официальном уровне Генеральным Секретарем ЧЭС подчеркивается проектно-ориентированный характер Организации Черноморского экономического сотрудничества, поэтому я уверен, что организация поддержит подобные проекты. Имеется в виду, что эти проекты будут реализованы в общем формате деятельности организации ЧЭС.
В заключение, Алексей Кобилев отметил, что наука и образование являются драйверами будущего экономического развития Черноморского региона. Необходимо анализировать лучшие практики и применять передовой опыт расширения сотрудничества в сфере образования и науки. Также следует наращивать и эффективно использовать потенциал научно-образовательных организаций стран-участниц ЧЭС, вовлекая бизнес в соответствующие инициативы для реализации совместных проектов.