Состояние и перспективы развития городских агломераций обсудили главы регионов

9 ноября состоялось заседание Общероссийского Конгресса муниципальных образований на тему «Современное состояние и перспективы развития городских агломераций в России». Учас­тни­ки —  пред­ста­вите­ли  ре­ги­онов, ру­ково­дите­ли фе­дераль­ных ми­нис­терств и депутаты Государственной Думы, об­су­дили сов­ре­мен­ное сос­то­яние и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия го­род­ских аг­ло­мера­ций в Рос­сии. 

 Социально-экономическое развитие регионов во многом зависит от темпов роста локальных экономик и социальной сферы городов. В России как урбанизированной стране свыше 73 % населения являются городским населением. Средние и крупные города, города-миллионники становятся таким образом центрами притяжения экономических проектов, работников, граждан, желающих получить комплекс  услуг здравоохранения, образования, социальной сферы. Исторически города представляют собой локомотивы развития прилежащих территорий и регионов в целом.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года отмечает, что в России сформировалось около 40 крупных городских агломераций, в большинстве из которых численность населения с начала 2000-х годов устойчиво возрастает и в настоящее время превысила 73 млн. человек.

Основными характеристиками городских агломераций выступают единая транспортная сеть, обеспечивающая краткосрочную перевозку пассажиров между муниципальными образованиями, образующими агломерацию, и высокая степень маятниковой миграции, когда жители агломерационной периферии обеспечивают существенный и постоянный вклад в занятость в городе-ядре агломерации.

Как правило, центром городской агломерации выступает город-административный центр субъекта Российской Федерации, выступающий центром экономического роста и точкой притяжения кадров.

Однако что городскую агломерацию стоит отличать от практики формирования крупных городских округов. Так, присоединение муниципального образования к городу путем включения в городской округ влечет прекращение самостоятельности муниципального образования, в то время как агломерация – это форма постоянного сотрудничества муниципальных образований, основанная на едином планировании социально-экономического развития.

В настоящее время городские агломерации не урегулированы в законодательстве как самостоятельное управленческое явление, в связи с чем реальное управление агломерацией осуществляется путем принятия пусть согласуемых между собой, но самостоятельных муниципальных актов. Такое обстоятельство влечет отсутствие единых приоритетов управления, что может привести к рассинхронизации действий муниципальных образований-участников агломераций. Особо значима такая рассинхронизация в случае бюджетного процесса, что может привести к снижению расходов на агломерационные проекты.

Городские агломерации стали объектом управления со стороны национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», расчет основных показателей в котором строится в том числе с учетом агломерационного значения дорожных сетей. Такой подход показывает, что агломерации могут и должны учитываться при принятии ключевых решений по развитию страны.

Важнейшим вопросом развития городских агломераций является специальная государственная поддержка агломерационных проектов, являющихся по своей природе проектами межмуниципального сотрудничества. Особенно явно это становится в рамках привлечения частных инвестиций, когда регион может брать на себя гарантийные или финансовые обязательства, а муниципальные образования, в интересах которых реализуется проект, выступают как равноправные стороны отношений с частными партнерами.

Государство с точки зрения развития агломераций имеет большой потенциал самостоятельного планирования комплексных процессов в сфере экономики, социальной политики, транспорта и услуг на территориях муниципальных образований-участников агломераций. Механизм государственных программ субъектов Российской Федерации вполне может быть использован для планирования и управления агломерационными процессами. В то же время действующее законодательство о стратегическом планировании не знает такого объекта планирования как городская агломерация, что не противоречит возможности их выделения в государственных программах субъектов Российской Федерации. В отношении стратегического планирования на уровне муниципального образования законодательство предусматривает планирование на уровне отдельно взятых муниципальных образований.

Решение многих вопросов агломерационного развития может лежать в рамках реализации комплексных государственных проектов, где городские агломерации будут ранжированы и типизированы, а также определены основные формы взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. В настоящее время такая работа укладывается в формируемую единую систему публичной власти, когда реализация единых задач и достижение показателей будет каскадом опускаться до конкретных муниципальных образований-участников городских агломераций.

Актуальным способом учета агломерационного фактора в развитии страны может стать учет сложившихся и складывающихся агломераций в рамках реализации национальных проектов на уровне исполнения региональных проектов, когда общенациональные цели формируются в целом по стране, а в регионах, помимо прочего, выделяется и вклад агломераций в достижение национальных целей.

По результатам состоявшегося заседания выработаны предложения Государственной Думе и Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам муниципальной  власти, советам муниципальных образований.

«Сегодня в Донском регионе активно развивался институт инициативного бюджетирования и рейтингового голосования по выбору проектов благоустройства, сегодня же мы имеем перспективу выйти на новый уровень — агломерация будет приобретать свои очертания с учетом мнения жителей. Важ­но, что­ мы обсудили воз­можный алгоритм  раз­ви­тия тер­ри­торий и по­выше­ния ка­чес­тва жиз­ни лю­дей. – дал комментарий изданию «ДеловойЮг.ру»  депутат Государственной Думы РФ Алексей Кобилев. – Преж­де все­го, нам на­до сти­мули­ровать со­ци­аль­но-эко­номи­чес­кое сот­рудни­чес­тво му­ници­пали­тетов. Процессы эти существуют, но необходимо при­дать им  за­коно­датель­ный ста­тус».

Поделиться:

Добавить комментарий