Взгляд на историю страны через призму истории своей семьи

Традиционный городской генеалогический конкурс-фестиваль «Помни корни свои», впервые в этом году проходящий на базе Центра воспитания и досуга «Эстетика», при поддержке Новочеркасского городского отделения Союза журналистов России, приглашает к участию школьников, педагогов и родителей

Об истории и перспективах конкурса рассказывает директор Центра воспитания и досуга «Эстетика» Инга Валентиновна Цивилёва:

– Городской генеалогический конкурс «Помни корни свои» стал ежегодным с конца 90-х гг. Его всегда проводила педагог-организатор МАУ ДО «ЦВД «Эстетика» Нина Михайловна Ибраимова. На первом этапе конкурс был очень востребован – его появление совпало с волной поиска своих родовых корней, когда люди начали интересоваться родословной. Кто-то находил в своём роду дворянские корни, кто-то – обычных крестьян, но всем это было интересно.  К исследовательской деятельности школьников тогда активно подключались родители, а они были людьми, сформированными и получившими образование и воспитание в Советском Союзе, в условиях коллективизма и пионерии. Самим им хотелось узнать историю своей семьи, ведь до перестройки на многих событиях была завеса тайны, о многом не разрешалось говорить. Когда стало можно не только узнавать, но и рассказывать детям о предках, об истории своей семьи – это вызвало огромный интерес. Были живы бабушки и дедушки – непосредственные участники и свидетели многих событий, дети сами могли расспросить их. Конкурс был очень популярен, ежегодно в нём участвовали до ста человек. Исследовательские работы проходили отбор на заочном этапе, на защиту выходили лучшие работы.

Начиная с 2015-2017 гг. возник резкий спад желающих участвовать в конкурсе. С чем это связано? Произошла смена поколений. Сегодняшние родители – те, кто были школьниками в 2000-е гг., люди, повзрослевшие в условиях современной школьной системы. За последние годы ушли из жизни многие представители старшего поколения, а современные молодые бабушки и дедушки не особо бережно хранят семейные традиции. Многие сведения из семейных архивов оказались утрачены, интерес к конкурсу стал пропадать. В 2020 г. в конкурсе участвовало 30 человек, в 21 году их число сократилось до 18. Сыграла свою отрицательную роль пандемия, но больше – падение интереса со стороны семьи к тому, чтобы «раскопать» свои корни.

На самом деле, все эти годы мы не прерывали конкурс, мы его продолжаем, постоянно надеясь найти ту форму, которая всколыхнёт интерес детей, готовых к исследовательской работе. Мы постарались предложить детям и их семьям более широкие возможности для участия в конкурсе. Это могут быть и традиционные глубокие исследования, проводящиеся с обращением к архивным данным и источникам краеведческого отдела библиотеки, что предполагает серьёзную, кропотливую работу. Но, это может быть и совсем другой формат. Можно взять какой-то небольшой эпизод, который вспоминают бабушка или дедушка, описать его какими-то красочными словами, или взять старую семейную фотографию и со слов родственников, вместе с родителями, описать кто на снимке, что они помнят об этом человеке.  Возможно, написать небольшое эссе, которое поможет ребёнку окунуться в мир семейной истории, пусть не так глубоко, но всё-таки, затронуть определённые чувства. Основой для творческого осмысления может стать какой-то интересный эпизод. Не имеет значения, насколько важен и знаменит предок, с которым произошло описываемое событие, для ребёнка он важен, потому что это его родственник, его кровь, его корни. Единение со своей ветвью рода для  многих детей является таким объединяющим, помогающим сделать более доверительными и гармоничными отношения в семье, поэтому хотелось бы, чтобы родители не отмахивались от желания ребёнка участвовать в конкурсе, а, наоборот, воспользовались возможностью участия в нём, для объединения семьи.

Практически всем детям свойственно узнавать, кто они и откуда! В определенном возрасте они начинают интересоваться историей своей семьи, узнавать, откуда и кем были их дедушки и бабушки. Такие вопросы характерны для периода младшего подросткового возраста. Ребёнок пытается найти свое место в мире, начинает себя осознавать, и здесь очень важна помощь родителей и старших родственников. Важно поддержать интерес, честно отвечать на все вопросы.

Можно обращаться к биографиям известных исторических деятелей. Если родитель понимает, что нет смысла углубляться в изучение собственной родословной (мало ли какие есть ситуации), то конкурс предоставляет возможность переключить этот естественный детский интерес на изучение биографии известного человека, каких-то важных страниц из жизни родного города или страны. Детская любознательность, желание узнать корни, должны поддерживаться со стороны родителей. Понятно, что уровень подготовки самих родителей, современная жизнь, которая стремительно ускорилась, стала слишком мобильной и динамичной, не способствуют спокойным размышлениям. Изучение истории не терпит суеты. Историческая, краеведческая деятельность подразумевают более размеренное, глубокое погружение, изучение. Меняются время и условия, и это не могло не отразиться на конкурсе. Участниками конкурса могут стать школьники разных возрастов, соответственно, и уровень конкурсных работ может быть разным.

В этом конкурсе могут проявиться разнообразные способности и таланты ребенка. Кто-то из детей хорошо рассказывает, кто-то умеет делать презентации, снимать фильмы и монтировать интервью, кто-то может рассказать об истории своей семьи, своего города, о военных победах предков посредством рисунков или стихов. Например, изучая историю Великой Отечественной войны, при правильном подходе, можно коснуться истории своего рода, в том числе. Задуматься о том, где в это время были мои предки. Важно и то, что участвовать в конкурсе школьники могут вместе с родителями или другими родственниками, совместно с учителями и наставниками. Возможны коллективные детские работы.

Мастер-класс «Моя родословная» ведет Гридасова Ж.П.-краевед, член правления Новочеркасского отделения Союза журналистов России

То, что Центр воспитания и досуга «Эстетика» объединился в проведении конкурса с городским отделением Союза журналистов России, я считаю, нам должно очень помочь в популяризации этого конкурса, потому что он, на самом деле, может быть очень интересен со всех сторон, в том числе, – с литературной, с точки зрения развития детских талантов, формирования общечеловеческих ценностей и семейных традиций. В этом году мы предложили участникам три номинации: «Славу Дону воздадим!», «Моя семья и мой город» и «Военные хроники моей семьи». Организаторы предполагают, что юные исследователи обратят свой интерес и к жизненному пути основателя Новочеркасска – атамана М.И. Платова и атамана Я.П. Бакланова.

Конкурс-фестиваль пройдёт в два этапа. Первый этап – консультативно-образовательный  продлится с 7 декабря 2022 г. по 1 апреля 2023 г. На этом этапе для школьников и их педагогов уже прошёл мастер-класс «Моя родословная», проведённый краеведом, и.о. председателя Новочеркасского отделения Союза журналистов России Женетой Петровной Гридасовой.  В феврале ребят и учителей ждёт «Классная встреча» с историком и краеведом, преподавателем ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова Натальей Анатольевной Михайловой. Мы хотим привлечь школьников на эти образовательные мероприятия. Даже если в этом году кто-то из детей, побывавших на них, не решится участвовать в конкурсе, образовательные мероприятия оставят зарубку на сознании тех, кто в них участвует. Второй этап – защита исследовательских работ – будет проходить до конца апреля 2023 г. Результаты исследовательской деятельности школьники должны будут представить в виде 10-минутной презентации. Безусловно, лучшие работы в каждой из номинаций будут отмечены дипломами.

Стоит задача расшевелить не только школьников, но и педагогов истории и литературы – предметов, непосредственно касающихся души, обращающихся к традициям. Например,учителя истории, которые возьмут на вооружение участие в этом конкурсе, и попытаются детям рассказать, провести свои занятия так, чтобы дети рассмотрели историю страны через историю своей семьи, сумеют заинтересовать детей,  школьникам станет очевидна связь истории страны и своей семьи. И в нынешних условиях это самое главное – не отделять себя, свой род, свою семью от того, что происходит с нашей страной, на каких ценностях всё формировалось. Эта взаимосвязь личного, понятного каждому, и общественного – те скрепы, которые учителя истории должны обязательно использовать. Только в этом случае будет достигнут результат – осознание детьми себя как гражданина России, участвующего в созидании истории страны. А обращение к событиям в истории страны через события семейные, поможет формированию причинно-следственных связей, пониманию исторической логики.

 

 ПОЛОЖЕНИЕ

о городском генеалогическом

конкурсе-фестивале «Помни корни свои»

 

Восприятие и интерпретация истории складывается путем подборки определенных событий, в основе которых лежит работа с воспоминаниями. На общественном уровне определяются нормы, которые предписывают, каким образом работать с воспоминаниями так, чтобы они вносили свой вклад в формирование культуры воспоминаний, подчеркивая важность участия каждого в этом нужном деле.

Особенно ценно участие школьников в восстановлении общей «семейной памяти». Историко-родословные исследования способствуют совместной поисковой деятельности всех членов семьи, дают возможность по-новому взглянуть на своих близких, историю края, страны, воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности и сопричастности с историей  Родины.

Настоящий конкурс реализуется совместно с Новочеркасской городской первичной организацией Общероссийской общественной организацией «Союз  журналистов России».

 

  1. Цели и задачи конкурса-фестиваль

Цель – способствовать укреплению семьи, преемственности семейных традиций, интереса молодежи к истории своей семьи, общности со старшими поколениями, через познание своих «корней», истории рода, осознания своего места на земле своих предков.

Задачи:

  • Активизация интереса к изучению истории Отечества через историю своей семьи;
  • Формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
  • Воспитание патриотического отношения к родному городу и бережного отношения к его историческому и культурному наследию, ответственности за его судьбу;
  • Возрождение и развитие традиции историко-родословных исследований;
  • Активизация исследовательской работы и осознание общественной значимости этой деятельности;
  • Творческое общение участников конкурса.

 

  1. Номинации конкурса-фестиваля

Конкурс-фестиваль проводится по следующим номинациям:

2.1. «Славу Дону воздадим»;

2.2. «Моя семья и мой город»;

2.3. «Военные хроники моей семьи».

 

2.1. Номинация «Славу Дону воздадим» включает исследования связанные с принадлежностью семьи к казачеству. Она, так же, включает круговую таблицу прямого восходящего родства и текстовое изложение истории предков-казаков, их биографий, участия в истории края и страны, традиций казачьей семьи, легенд, преданий, праздников (иллюстрированные ксерокопиями фотографий, публикаций, документов), материалы посвященные основателю  г.Новочеркасска  атаману М.И. Платову,  которому  в 2023 году  будет отмечаться 270 лет со дня рождения. И атаману Я.П. Бакланова (210 лет со дня рождения).

2.2. Номинация «Моя семья и мой город» предполагает изучение истории семей, поколения которых непосредственно связаны с городом Новочеркасск. Эти исследования описывают хронологию родства и текстовый материал, демонстрирующий связь членов семьи с историей города – учеба, трудовая деятельность, общественно значимые инициативы, яркие события, традиции семьи.

2.3. Номинация «Военные хроники моей семьи» включает исследования родословной семьи нескольких поколений (по желанию отраженного графически в круговой таблице). Особое внимание уделяется членам семьи, которые участвовали в войнах и военных конфликтах. Исследование может содержать фактические материалы, письма, публикации, архивные данные, фотографии, документы, воспоминания самих участников или их родственников.

  1. Участники конкурса

 

К участию в конкурсе-фестивале приглашаются обучающиеся, члены их семей и педагоги — наставники общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования,  государственных учреждений, общественных организаций (Участники).

В конкурсе-фестивале могут принять участие работы, выполненные Участниками конкурса-фестиваля индивидуально или коллективом, состоящим из: ребенка — родителя, ребенка – преподавателя — наставника, нескольких учащихся под руководством взрослого наставника.

Возрастные группы учащихся:

1 группа        младшая 7-10 лет

2 группа        средняя  11- 14 лет

3 группа        старшая 14-18 лет

 

  1. Условия и порядок проведения конкурса-фестиваля

 

Конкурс-фестиваль «Помни корни свои» проводится в два этапа:

1 этап – консультационно-образовательный

II этап – защита конкурсной исследовательской работы

 

Первый этап конкурса-фестиваля – консультационно-образовательный – проводится с 07.12.2022 по 01.04.2023. На этом этапе проводятся очные консультации и образовательные сессии членов жюри конкурса

 

п/п

Формат образовательной сессии Ведущие образовательной сессии Дата, время

проведения

 Адрес проведения образовательной сессии
1 Мастер-класс «Моя родословная» Гридасова Ж.П.-краевед, член правления Новочеркасского отделения Союза журналистов России;

Халдаев Е.В.- краевед, член правления Новочеркасского отделения Союза журналистов России

15.12.2022г.

 

15-00

ул. Дворцовая, 12

Заявки, на участие в образовательной сессии подаются до 13.12.2022г. на почту: esteticka.tz@yandex.ru

Форма заявки свободная: Название ОО, список участников, ФИО ответственного (возможен зачет мероприятия в виде внеурочной деятельности)

Консультации Участников конкурса по вопросам создания конкурсной исследовательской работы
2 «Классная» встреча, посвященная освобождению города Новочеркасска Михайлова Н.А.- преподаватель ЮРГПУ (НПИ), краевед 13.02.2023г.

 

15-00

ул. Дворцовая, 12

Заявки, на участие в образовательной сессии подаются до 10.02.2023г. на почту: esteticka.tz@yandex.ru

Форма заявки свободная: Название ОО, список участников, ФИО ответственного (возможен зачет мероприятия в виде внеурочной деятельности)

Консультации Участников конкурса по вопросам создания конкурсной исследовательской работы

 

 

 

Второй этап – защита конкурсных работ, проводится с 1 апреля по 30 апреля 2023 года.

п/п

Название мероприятия Ответственный Дата, время Адрес мероприятия
1 Прием конкурсных заявок и исследовательских работ в электронном виде Оргкомитет до 01.04.2023г. ул. Дворцовая, 12

 

заявки и работы подаются

на почту: esteticka.tz@yandex.ru

2 Защита конкурсных работ: презентация Microsoft PowerPoint, не более 10 слайдов. Выступление не более 10 мин. Жюри конкурса-фестиваля 14.04.2023г.

10-00

ул. Дворцовая, 12,

 

МАУ ДО «ЦВД «Эстетика»

 

3 Подведение итогов конкурс-фестиваля, награждение Жюри конкурса-фестиваля

Оргкомитет

По окончанию защиты  

ул. Дворцовая, 12

 

На конкурс-фестиваль принимаются исследовательские работы, соответствующие  требованиям настоящего Положения. Один Участник может предоставить для участия в конкурсе-фестивале по 1 работе в разных номинациях. Предоставление нескольких работ одного Участника в одной номинации – запрещено.

Конкурсные работы должны носить исследовательский характер с использованием опубликованных и неопубликованных источников (архивных, музейных, семейных документов).

Все работы должны быть выполнены в электронном и печатном виде (Microsoft Word, 14 кегль, с межстрочным интервалом 1,5) объемом до 15 страниц со списком источников (не включая приложений) формата А4, с титульным листом (Ф.И.О., школа, класс, возрастная группа, Название конкурса-фестиваля, номинация конкурса, название работы).

В электронном виде работа Участника  предоставляется вместе с заявкой на участие в конкурсе по e-mail esteticka/tz@yandex.ru с пометкой «Помни корни свои».

Защита конкурсной исследовательской работы проводится в виде презентации и защиты Участником своей работы. Презентация должна быть представлена на электронном носителе (флеш-карта) в формате Microsoft PowerPoint не более 10 слайдов и первый слайд должен быть оформлен как титульный лист. Печатный вариант работы предоставляется жюри перед началом защиты.

В оргкомитет конкурса-фестиваля подается:

  • именная заявка Участника с указанием фамилии, имени, отчества, полной даты рождения, класса, учреждения образования, контактных телефонов (Приложение №4 к приказу УО);
  • электронный вариант исследовательской работы.

Жюри предоставляется:

  • Печатный вариант исследовательской работы
  • Электронная презентация

 

  1. Критерии оценки работ

 

Жюри конкурса-фестиваля состоит из ведущих специалистов города в области краеведения, истории и журналистики.

Оценка работ проводится по пяти бальной системе. Победители определяются по сумме баллов.

Критерии оценки работ:

  • Соответствие тематике конкурса.
  • Грамотность, эстетика, стиль представленных сведений.
  • Творческий уровень оформления работы.
  • Содержание и логика изложения.
  • Качество презентации работы, защита работы
  • Самостоятельность и вовлеченность Участников конкурса-фестиваля к выполнению конкурсной работы.

 

  1. Порядок награждения победителей

 

Победители конкурса-фестиваля в каждой номинации награждаются дипломами  лауреатов 1, 2, 3 степени, а также подарками-призами от партнеров.

Педагоги-наставники и участники конкурса-фестиваля 1 и II этапов получают сертификаты участников конкурса-фестиваля и награждаются благодарственными письмами.

Работы победителей конкурса-фестиваля, с их согласия, направляются для участия в областных, всероссийских, международных конкурсах соответствующей направленности и будут опубликованы на ресурсах сетевых изданий «Деловой Юг» и в газеты «Деловой Новочеркасск», а также официальных аккаунтах партнеров.

 

Контакты: координатор Сверчкова Мария Анатольевна 8(951)510-06-65

Телефон для справок – 8(8635) 24-90-87, 8(8635) 22-21-08

Электронная почта: esteticka.tz@yandex.ru.

 

      Приложение №1 Положению

 

Методика составления собственной родословной состоит из 3-х этапов:

 

  1. Сбор информации и опрос прямых родственников для составления родословной росписи предков. Для этого нужно знать фамилию, имя и отчество (для женщин указать и девичью фамилию); дату и место рождения; национальность; место или место жительства; образование и специальность; места работы и должности; участие в войнах (каких и где); награды и звания; интересные факты из жизни; увлечения и т.д. Для подтверждения собранных сведений потребуются ксерокопии документов из семейного архива (свидетельства о рождении, браке, дипломы, аттестаты, удостоверения, грамоты, орденские книжки и военные билеты, а так же фотографии и публикации).
  2. Заполнить круговую таблицу восходящего родства согласно данным родословной росписи. Первое колено – автор работы (центр круга); второе колено – отец и мать; третье колено – дедушки и бабушки; четвертое – прадедушки и прабабушки и т.д.

Круговая таблица восходящего прямого родства (пример)

 

  1. Работа с архивами и библиотеками. Помимо интервью с родственниками в архивах и библиотеках может найтись множество информации связанной с членами вашей семьи.

Помимо фактической части особую ценность работ составляет материал, рассказывающий об уникальных семейных традициях, легендах, поверьях, праздниках, событиях и других «семейных» историях, отличающих вашу семью от других.

 

 

ЗАЯВКА

на участие в городском генеалогическом конкурсе-фестивале  «Помни корни свои»

 

название образовательного учреждения, общественной организации

 

Номинация________________________________________________________________

 

Форма участия (индивидуальная, коллективная)___________________________________

 

Ф.И.О. руководителя/ наставника ________________________________________________________

(ФИО полностью)

 

№ п/п Фамилия имя участника

(коллектив участников)

Число, месяц, год рождения Номинация

 

адрес, телефон участника Название работы

 

 

 

Руководитель учреждения (организации)              ____________________   __________________

Подпись                             расшифровка подписи

 

М.П.

Поделиться:
error
fb-share-icon

Добавить комментарий