Мы с вами живём в казачьем крае. Земли нашего степного региона часто называют Диким полем. Но мне по душе другой термин, данный известным историком Львом Николаевичем Гумилёвым – Великая степь.
Именно она была путём великого переселения народов! Конницы скифов, сарматов, киммерийцев, аланов, гуннов, аварцев, хазар, печенегов измерили её вдоль и поперёк!
А казаки, по мнению академика Ивана Забелина, «произошли от древнего населения донских и кубанских степей: скифов, сарматов, массагетов и хазар…»
Вот в этом гордом крае родился 270 лет назад видный военачальник и основатель нашего города Матвей Иванович Платов. Атаманом он стал в 1801 году. Было ему 48 лет! Возраст зрелости, опыта и мудрости. В истории России Платов – казачий атаман номер один среди 12 казачьих войск, которые верой и правдой служили Родине.
Матвей был старшим из четырёх сыновей полковника Ивана Платова, начал службу уже в 13 лет. Слыл великолепным конным бойцом. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: на Дону уже годовалого казачонка сажали «на конь» и проверяли, удержится ли в седле?
Удержался – быть великому воину, нет – быть в бою убитому…
Матвей Иванович совершил немало военных подвигов во всех сражениях, которые выпали на долю казаков в последней четверти ХVIII и первой четверти ХIХ веков. По Кавказской линии и в Придонье они охраняли рубежи России, поэтому их справедливо часто называли погранцами.
Подвиги Платова отмечены многими наградами. Но самыми значимыми казаки считали Георгиевский крест, а атаман имел два таких ордена – 4-й и 3-й степеней, и «Золотое оружие» – саблю, вручаемую за исключительную храбрость! Во времена Платова лишь четыре полководца имели полный Георгиевский бант.
Как военачальник он овеял себя неувядающей славой и в годы Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-14 годов. Воспитанные на дедовских методах ведения боя, казаки использовали свои приёмы воинского искусства, снискав славу отважных и бесстрашных воинов!
Находясь в коннице Уварова, Лейб-гвардии казачий полк первым вошёл в побеждённый Париж. За ним следовал Александр I со свитой, что запечатлено на гравюрах того времени.
Донские полки встали бивуаком на парижских площадях Но не все. Атаманцы в торжествах не участвовали, им выпала более ответственная задача: очищать окрестности города от разрозненных отрядов противника. И они пытались найти сбежавшего Наполеона.
Имя Платова гремело на всю Европу! Неслучайно именно тогда появилась из-под пера Василия Андреевича Жуковского поэма «Певец во стане русских воинов» со знаменитыми строками: «Хвала, наш Вихорь-атаман;
Вождь невредимых, Платов!
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов…»
В начале 70-х годов ХХ века старожилы-казаки рассказывали Владимиру Ивановичу Кулишову красивую байку, переданную им их дедами, а тем – их дедами. Естественно за такой срок она успела обрасти небылицами. Разведка донесла атаману, что Наполеон похвалился, вот строю сейчас в центре Парижа Триумфальную арку в честь своих великих завоеваний и обязательно после окончания войны с русскими проведу их побеждённую армию через неё как символ свой победы и над Россией.
Когда эта фраза дошла до Платова, тот воскликнул: «Не бывать такому!». И действительно, слова атамана с делами не разошлись! Донцы как победители прогарцевали под аркой побед в марте 1814 года!
Немало полезного Платов сделал по улучшению военной казачьей организации. Построил Персияновские лагери для сборов и стрельб артиллеристов. Артиллерия у казаков была мощная – звание Лейб-гвардии присваивалось только лучшим! До сих пор казачьи лагери служат своему первоначальному назначению.
И повседневную жизнь казаков за 18 лет своего атаманства Матвей Иванович не оставил без внимания. Но главное – он исполнил свою давнюю мечту: построил новую столицу!
Осенью 1804 года император Александр I послал на Дон инженера Деволлана, который осмотрел место и составил план нового города .
В мае 1805 года началось строительство казачьей столицы.
Когда атаман скончался в 1818 году, благодарные потомки решили увековечить память о своём прославленном вожде. Объявили о сборе средств на памятник. Мечта казаков осуществилась лишь к столетию Матвея Ивановича в 1853 году.
Академик Санкт-Петербургской Академии художеств Токарев выполнил почти трёхметровую статую. А другой академик скульптор барон Клодт отлил её с чеканкой из собственной бронзы на Литейном дворе Императорской Академии художеств.
На картине Мазера, которая находится в Музее истории донского казачества, можно увидеть, как проходило знаменитое событие. Бронзовый монумент открыли на огромной, тогда ещё пустой, площади. В красных мундирах – лейб-гвардейцы, в синих – атаманцы.
За выбор места и установку памятника отвечал войсковой архитектор И.О. Вальпреда. С 1841 года, в бытность атамана Власова, улицы и проспекты города стали получать свои названия. Для бронзового Платова Иван Осипович определил место на пересечении нынешних улицы Московской и проспекта Платовского. Масштабное соотношение памятника к окружающим зданиям архитектор рассчитал идеально, до мелочей продумал ориентацию в пространстве, поэтому фигура атамана выглядела очень гармонично. Булавой в левой руке Платов указывал в сторону юго-западной Триумфальной арки – ведь водил же Матвей Иванович казачьи полки на Запад до самого Парижа!
Со временем памятник огородили, украсив оградой, представляющей собою частокол из казачьих пик, десятью пушками, захваченными у французов. Мечтавший увековечить воинскую славу донцов Платов во время Отечественной войны неоднократно отсылал на Дон орудия, взятые у неприятеля в качестве военных трофеев. Они до нужного времени находились в войсковом Арсенале на Троицкой площади.
В 1863 году построен Атаманский дворец. В 70-е годы появился у памятника и сквер. Его огородили узорчатыми чугунными решётками, сделанными на заводе Фаслера.
В 1923 году после окончания Гражданской войны бронзовый памятник сняли с пьедестала. Он долго лежал под лестницей Донского музея и затем был перелит на том же заводе Фаслера. Место Платова занял В.И. Ленин. Вождь мирового пролетариата простоял на чужом пьедестале до осени 1992 года. Был затем снят и перевезён в рабочий район – к Дому культуры микрорайона Октябрьский.
А в мае 1993 года бронзовый атаман вернулся на законный пьедестал. Возвращение тоже было долгим. Вопрос восстановления памятника поднимал в 1964 году ещё маршал Катуков.
Самая большая сложность заключалась в том, что был безвозвратно утерян не только памятник, но и все его расчётные данные. И всё же Платовский комитет, который мы вспоминаем добрым словом, преодолел преграды, выдержав бои местного, регионального и российского масштаба, чтобы памятник встал на прежнем – своём законном месте. Возглавлял Платовский комитет, по-другому Рабочую группу, при горисполкоме заместитель председателя Чайковский Николай Николаевич. Его замом на общественных началах был Кулишов Владимир Иванович.
Как и в ХIХ веке, был объявлен сбор средств. Заслуженный художник России Тарасенко Александр Васильевич блестяще решил ответственную задачу воссоздания памятника. Если подойти к статуе поближе, то видны прописанные на груди атамана награды!
Памятник торжественно открыли 16 мая 1993 года во второй день торжеств при огромном скоплении людей – горожан, гостей города, приехавших со всех уголков страны, представителей казачьих войск России.
А вот в первый день, 15 мая, были перезахоронены в нижнем храме Новочеркасского Вознесенского собора и останки донских героев: генералов Платова, Орлова-Денисова, Ефремова и Бакланова и архиепископа Ивана Доброзракова.
Стоящий в центре Платовского проспекта первый монументальный памятник казачьей столицы – это памятник легендарному атаману, градостроителю, прославленному военачальнику, почётному профессору Оксфордского университета Матвею Ивановичу Платову. И он по праву является визитной карточкой созданной им столицы.
Способствовал реализации атаманской мечты в появлении столичного града человек, такой же знаменитый в то время в России, как и сам Платов, – выдающийся русский военный инженер, архитектор, градостроитель, гидротехник Франц Павлович Деволлан.
Многие из новочеркасцев часто проходят мимо этого скромного памятника, установленного к 200-летию Новочеркасска на пересечении Платовского проспекта и Атаманской улицы. Правда, сходства с единственной карандашной копией портрета Кипренского, который хранится в Эрмитаже и в музее истории донского казачества, нет.
Данный прижизненный рисунок уцелел чудом, так как прекрасная портретная галерея и библиотека из 10 тысяч томов Франца Павловича погибли во время пожара в Новгородском имении его сына.
Родился Деволлан на год раньше нашего атамана, в 1852 году. А вот умерли они оба в 1818-м, только Платов – в январе, а Деволлан – в ноябре. Так что данный год не только год 270-летия со дня рождения нашего атамана, но 205-й годовщины ухода двух этих легендарных для нас личностей.
Провинция Брабант, где появился на свет Франсуа Пауль Де Воллант, входила в состав Голландии. В 35-летнем возрасте, он поступил на русскую службу, все сослуживцы знали, что он – голландец по национальности.
За свою 66-летню жизнь, чуть меньше половины из которой прослужил России, ни разу не был во Франции. Зато был одержим работой. Он лично выезжал на все строящиеся гидротехнические сооружения. Будучи 6 лет министром путей сообщения, он проехал почти 30 тысяч вёрст — и это без легковых машин! И ни разу не был в отпуске!!!
Владел этот человек четырьмя строительными специальностями: инженера-строителя, инженера-фортификатора, инженера-гидротехника и архитектора. Кроме того, имел ещё и военную специальность — артиллерийскую. Собственно первое боевое крещение в России получил, командуя судовой артиллерией в Гогландской битве со шведами!
В ХIХ веке он уже города не строил, а их в арсенале Франца Павловича было немало – Одесса, Тирасполь, Вознесенск, Николаев, Овидиополь, Новочеркасск и др., он занимался только фортификацией! Как гидротехник создал самую большую водную систему в Европе, связав Санкт-Петербург с Волгой. Собственно, на Дон он приехал возводить Таганрогский порт, по ходу получив задание от императора, заехать к донским казакам и помочь с выбором места для новой столицы.
Помог, и этому событию Франц Павлович посвятил всего 4 строчки в своём дневнике. Увидеть их воочию можно в сборнике «От голландского капитана до российского министра», которым располагает фонд краеведческого отдела Центральной библиотеки.
Почему же так упорно живёт в интернете версия о Новочеркасске, как о «маленьком Париже»? Приводятся примеры лучевой застройки и т.д. Ведь если внимательно читать дневник Деволлана, в который тот педантично вносил все события, то можно понять, что он в Париже ни разу не был. И с чего бы ему вдруг планировать новый город, сравнивая его неизвестно с чем? Так для чего же приукрасили историю Новочеркасска в ХХ веке несколько известных краеведов, писатель и драматург, правда, не предоставив ни одного доказательства!
Париж, былую древнеримскую провинцию со скученной застройкой, захолустными уголками, начал перестраивать на современный лад бывший префект полиции Осман, ставший мэром города в 60-е годы ХIХ века. Он снёс все злачные места в центре, отправив госучреждения на другой берег Сены. Так была открыта взору людей величественная Триумфальная арка, строительство которой началось при самом Наполеоне, а закончилось уже после его смерти. Собственно, площадь генерала Шарля де Голля, где она расположена, была просто перекроена.
Если смотреть на наш город с высоты птичьего полёта и сравнивать его Парижем, то ничего общего не удастся обнаружить. Потому что смысл лучевой застройки, о которой много говорят, проводя параллели меж двумя городами, надо искать в трудах древнеримского архитектора Ветрувия.
Все свои города Франц Павлович строил по Марку Поллиону, поклонником которого он являлся. Прибыв на новое место закладки города, устроители вбивали в землю копьё. От него первые лучи отбрасывали на землю тень. Вот по ней и проводили борозду первой улицы, в Новочеркасске ею стал нынешний Платовский проспект.
Даже представляю, как это было! Приехали из Старочеркасска Платов, Деволлан, старшины, казаки – взрослые и дети. Запрягли волов и потянули плуг вверх по полю. Борозда дошла, как тогда казалось, до самой высокой на местности точки. Провели перпендикуляр – тоже новую улицу. И на месте их пересечения заложили первый камень для строительства войскового собора. По старому стилю это был праздник Вознесения Господня, поэтому и храм получил своё название Вознесенского.
Когда Платов бывал в Санкт-Петербурге, то видел, как возводится Казанский собор, слышал разные версии и предположения. После Отечественной войны 1812 года храм становится памятником русской воинской славы. Тут будут храниться ключи от взятых городов в результате Заграничных походов 1813-1814 годов, знамена и штандарты побеждённых армий. Тут будет похоронен и сам полководец Кутузов. После окончания войны Платов передал храму 40 пудов серебра, отбитого казаками у французов – бывшие похищенные церковные ценности. Из этого серебра в храме будет облицован новый иконостас.
Как непосредственный участник Отечественной войны, Матвей Иванович много сделал для её успешного исхода. Поэтому возведением величественного собора мечтал создать и на Донской земле достойный мемориальный памятник. Первый центр предполагалось обустроить на втором этаже. Расписать стены картинками из исторических событий Войска Донского. Эти помещения предназначались для встреч и духовных бесед старейшин с молодёжью. Тут же планировали разместить войсковые регалии. Вокруг собора установить десять пушек, отбитых донцами у французов. Вторым центром стал нижний Покровский храм из церкви и усыпальницы. Здесь и был погребён сам атаман и другие герои-казаки.
Вознесенский Войсковой собор – памятник Федерального значения. Всеказачьим храмом он стал в 2014 году. Довольна трагическая судьба его, впрочем, как и всего казачества. Строительство храма растянулось на сто лет – с 1804 года до 1905 года. Первый раз храм обрушился в 1844, второй – 1863 году. Всё это время в городе присутствовал деревянный храм. И только вариант академика Ященко завершил военный инженер Лимаренко. В мае 1905 года собор торжественно открыт при огромном скоплении людей.
Построенный в нововизантийском стиле он поражает не только своей красотой, но и размерами! Его высота более 74 м. Он находится на третьем месте в России по наполняемости. За одно посещение он вмещает в себя 5 тысяч человек. Для примера: легендарный Исаакиевский собор северной столицы – 7 тысяч человек, вновь отстроенный Храм Христа Спасителя в Москве – 10 тысяч человек.
Храм имеет 6 глав, а не семь, как поётся в известной песне Олега Миронова. Главный купол украшал трёхметровый позолочённый крест со вставками из горного хрусталя, сделанный стеклодувами Богемии. Солнечный свет, играя гранями хрусталя и отражаясь от позолоченных куполов, образовывал золотой шар. Его было видно издалека на подступах к городу, поэтому собор называли «вторым солнцем Дона».
Соборная площадь продолжала историко-мемориальную тему росписей внутри храма. По плану Деволлана главная площадь города имела форму восьмигранника. Она стала вечевой площадью казаков, отсюда провожали воинов на разные театры военных действий, встречали героев, проводили парады. И сегодня, по информации сотрудников музея истории донского казачества, наша площадь по-прежнему является самой большой на Юге России.
С именем Платова связаны и Триумфальные арки города. Их две: одна в северо-восточной части города на бывшем Санкт-Петербургском спуске – ныне Герцена. Другая – в юго-западной части, на Платовском проспекте – на выезде на старую Ростовскую дорогу.
История их создания не даёт покоя ценителям старины больше века. Одни считают, их две потому, что не знали, с какой стороны ждать императора. Однако Новочеркасск проектировался как столица, ему было положено два въезда-выезда, что и прописал на своём плане Деволлан.
Другие утверждают, что арки построены не в честь участия казаков в Отечественной войне, а в честь императора, Александра-победителя, ведь ещё в начале ХХ века их звали Александровыми воротами. Но выиграл войну не лично император… А народ, в том числе и донские казаки.
После завершения Заграничных походов 1813-1814 годов Платов получил от императора рескрипт, что тот приедет поздравить вернувшиеся на Дон полки с победой в Отечественной войне. Таким образом, он воздаст героизму и мужеству донцов. Правда, слово не сдержал, прислав на торжества младшего брата, Михаила Павловича. Но в любом из предлагаемых вариантов – виват, Победе! Это есть главный повод строительства Триумфальных ворот.
Матвей Иванович был человеком честолюбивым. Мальчик без образования стал графом, генералом и руководил крупнейшей областью страны. Ни один поход русской армии, ни одна война, в которую Россия была втянута в те времена, не обходились без сильной и мощной казачьей конницы!
Думаю, атаман хотел угодить и императору, и себе, и казакам. Он возвращается из Санкт-Петербурга в конце мая 1817 года и готовится к приезду императора. За три летних месяца две арки были выстроены! К тому же они стали первыми каменными арками, сооружёнными в России…
Дон часто в песнях, стихах и преданиях называют тихим, а Платов делал всё, чтобы слава о нём была громкой! Свои мечты он возлагал и на строящуюся новую столицу. А столичному городу, каким его спроектировал Франц Деволлан, положено было быть значимым в политическом, экономическом, культурном, научном, образовательном плане.
В полном объёме чаяния атамана начнут реализовываться после его смерти. В Донском крае появятся соответствующие институты и учреждения: кадетский корпус и военное училище, торговое казачество с торговой школой и промышленными предприятиями, коммерческие и технические училища, технический и сельскохозяйственный вузы и опытные станции, средние учебные заведения и школы, больницы и приюты, библиотека и музей, театр и кинотеатры, клубы по интересам и парки отдыха, свои газеты и издательства, и многое другое.
Будем помнить благие намерения нашего вихорь-атамана и приумножать их!
Фото из открытых источников