Развитие механизмов государственно-частного партнерства и концессий в сфере информационных технологий для региональных и федеральных проектов

В Совете Федерации 12 февраля провели совещание на тему: «Развитие механизмов государственно-частного партнерства и концессий в сфере информационных технологий для региональных и федеральных проектов».

В совещании, под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константина Долгова, приняли участие представители Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, региональных органов государственной власти, бизнес-сообщества, эксперты.

Обсудили законодательную инициативу, которая предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и Федеральный закон «О концессионных соглашениях» в части установления возможности участия в одном соглашении нескольких концедентов или публичных партнеров (вне зависимости от способа инициирования проекта) — так называемая множественность лиц.

Рассматриваемая законодательная инициатива решает проблему участия нескольких лиц на стороне публичного образования, уточняя и закрепляя положения и порядок проведения совместного конкурса, порядок заключения единого соглашения, а также порядок подачи и рассмотрения частной инициативы, если реализация проекта предусматривает участие нескольких публично-правовых образований.

«Считаю, что эта законодательная инициатива является актуальной и отвечает потребностям участников рынка», —  говорит депутат Государственной Думы, Председатель  комитета ОКМО по муниципально-частному партнерству Алексей Кобилев.

В своем выступлении Кобилев отмечает, что вопрос о возможности заключения концессионных соглашений с множественностью лиц на публичной стороне уже неоднократно поднимался. Законодательство демонстрирует постепенное движение в направлении решения данного вопроса (например, в 2014 г. в 115-ФЗ появились нормы в отношении совместного проведения конкурсов, в 2016 г. появились нормы об участии субъектов РФ в муниципальных концессиях в сфере ЖКХ).

«Однако, на мой взгляд, вопрос сохраняет свою актуальность и в настоящий момент.

Если говорить о «горизонтальной» множественности лиц (например, когда потребность в 1 объекте концессии есть у одновременно двух муниципалитетов), то речь идет скорее о конкретных точечных ситуациях, в том числе, если необходима модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, обслуживающих 2 муниципальных образования, создание дороги или путепровода, который пройдет по территории двух муниципальных образований или если необходимо создать или модернизировать объект социальной инфраструктуры, которым будут пользоваться жители двух или более муниципальных образований.

«Вертикальная» множественность лиц (например, участие в 1 концессии как региона, так и муниципалитета) представляется еще более актуальной, особенно в условиях недостаточности средств у муниципальных бюджетов (что приводит к затруднительности привлечения банковского проектного финансирования под сколько-нибудь крупные муниципальные проекты – их как правило приходится передавать для реализации на региональный уровень). Если сделать возможным участие региона в муниципальных проектах (как своего рода гаранта исполнения платежных обязательств муниципалитета), это значительно расширит возможности по применению механизмов ГЧП на муниципальном уровне.

При этом в обоих случаях требуется «донастройка» законодательства, в частности:

  • необходимо предусмотреть возможность участия нескольких лиц в одной концессии (заключение нескольких отдельных соглашений в отношении одной проекта влечет риск рассинхронизации проекта, если в рамках одного из соглашений что-то пойдет не так);
  • необходимо предусмотреть правила финансового участия нескольких публичных образований в рамках одной концессии (с целью распределения бюджетных расходов между ними);
  • необходимо предусмотреть возможность заключения концессионных соглашений несколькими публичными образованиями с условием, что объект инфраструктуры будет принадлежать только одному из них (однако в его создании заинтересованы оба публичных образования).

Полагаю, что в рамках совершенствования законодательства будет целесообразно двигаться в данном направлении. При этом мы видим, что модель множественности лиц уже реализована в рамках других правовых механизмов таких как соглашения о защите и поощрении капиталовложений и специальные инвестиционные контракты, в связи с чем это является возможным», — считает парламентарий.

Поделиться:

Добавить комментарий